За год до трагедии, будучи в Болгарии, актриса, сценарист и режиссер Лариса Шепитько посетила известную прорицательницу, предсказавшую ей скорую смерть.
Карьера с переменным успехом
Первая самостоятельна режиссерская работа 24-летней Ларисы Шепитько, фильм «Зной», который она снимала в 1962-м году в Киргизии, получил несколько премий и предполагал для нее дальнейший путь, сплошь усеянный звездами.
Однако, следующий фильм «Крылья», которым Шепитько занялась в 1965-м и показала главную героиню – директора училища и бывшую фронтовичку в образе, от которого у цензоров волосы вставали дыбом, рассорил ее со многими серьезными люди от кино. По мнению критиков, педагог, вернувшийся с фронта, не мог быть таким грубым и прямолинейным, как это показано в фильме. Не советская какая-то героиня получилась, в общем.
Но едва отшумели негативные страсти по «Крыльям», как режиссер выдала новый шедевр, разозливший чиновников. В то время, когда на экран легко проходили фильмы о веселой беззаботной советской жизни, Шепитько в 1966-м сняла в калмыцких степях фильм «Родину электричества» по Платонову.
Просмотрев рабочую версию фильма, студийный редактор в ужасе сказал: «На экране изображена такая страшная, в полном смысле, безнадежно выжженная земля, что о возрождении ее просто немыслимо думать. По этой мертвой в общем земле ходят существа более похожие на живых мертвецов, чем на реальных деревенских стариков и старух…».
А ведь показ «Родины электричества» должны были приурочить к 50-летию Великого Октября. Естественно, картину сразу спрятали далеко и надолго. Натура Ларисы Шепитько показывать только правду, какой бы страшной она не была, проявлялась всегда и резал ее карьеру по живому.
У нее был шанс стать знаменитой, когда в 1968-м она собиралась ставить «Белорусский вокзал». Но прочитав «причесанный» цензорами сценарий, отказалась работать в этой картине.
В семье не без проблем
Ни шатко, ни валко шли дела и у ее мужа-коллеги – режиссера Элема Климова. Снимал много – на экраны выходили единицы. Отсюда и очень непростая в финансовом плане жизнь супругов. Их знакомые вспоминали, что большинство советских людей жили от зарплаты до зарплаты, а Шепитько с Климовым от долга к долгу. Когда кому-то из них выплачивали долгожданный гонорар, чаще всего он шел на уплату долгов.
В 35 лет Лариса решилась родить. И здесь беды и неприятности не обошли стороной. Вынашивала ребенка трудно, положили на сохранение в больницу. И там однажды в коридоре поскользнулась и бухнулась всем телом о пол.Не сразу, но медики определили, что у нее травмирован позвоночник. Поэтому родов Шепитько ожидала в лежащем состоянии на жестком ложе, чтобы вытянуть позвонки. Слава богу, обошлось и со спиной и с родами. В положенный срок Лариса родила мальчика, которого назвали Антоном.
«Восхождение» звезды
В 1975-м Шепитько вернулась в кинематограф, где продолжила одновременно пробовать снимать и биться головой о стену. Еще помня, кто она такая, цензоры следили за ее работой от первого и до последнего дня съемок.
Многому чиновники не давали широкого проката и, скорее всего, фильм «Восхождение» ждала такая же печальная участь лечь «под сукно». Но тут в дело вмешался случай. Так как картина была снята по повести белорусского писателя В. Быкова, ее затребовал к себе сам 1-й секретарь ЦК Компартии Белоруссии, кандидат в члены Политбюро Петр Машеров, весьма влиятельный по тем временам человек.
Посмотрев фильм, чиновник прослезился, тем самым став невольным протеже режиссера Шепитько. После этого цензоры не решились класть кино на полку. В 1977-м фильм вышел на широкий экран и взял сразу два приза: Главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Риге и приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Западном Берлине. Лариса Шепитько проснулась знаменитой и едва не… лишилась семьи.
У ее супруга дела совсем в то время не ладились. И на этой почве у них со звездной женой дом происходили ссоры. В какой-то момент Климов даже психанул и ушел из дома. Правда, у обоих хватило разума, чтобы сохранить семью.
А потом случилось то, за что Климов клял себя всю оставшуюся жизнь. Именно он посоветовал Ларисе снять фильм по повести Распутина «Прощание с магерой»…
Как умру – позаботься о сыне
Шепитько приняла предложение на «ура» и в 1979-м приступила к съемкам. Но почему Климов так после жалел о своем предложении? Потому что, слишком много смерти оказалось в этом фильме. А Лариса Шепитько, несмотря на всю свою практичность режиссера, искренне верила в мистику и всякую там загробную жизнь, переселение душ и очень серьезно относилась к разного рода предсказаниям.
И понятное дело, что будучи в 1978-м году в Болгарии, Лариса сделала все, чтобы попасть на «аудиенцию» к знаменитой Ванге. Но, наверное, лучше бы этого не делала. Прорицательница предсказала ей скорую смерть, а Лариса мгновенно этому поверила. И даже затащила свою подругу в храм, где взяла с той клятву о том, что женщина позаботится о ее сыне после ее смерти.
А уже в следующем году предсказание Ванги сбылось. Трагедия произошла 2 июля 1979 года на Ленинградском шоссе. В тот день Лариса, оператор Владимир Чухнов и художник Юрий Фоменко решили немного отдохнуть от съемок «Матеры» и, сев в служебную «Волгу», поехали на озеро Селигер.
На 187-м километре шоссе их «Волга» по так и неустановленной причине выскочила на полосу встречного движения. Прямо под мчавшийся навстречу грузовик. Никто из находившихся в легковушке людей не выжил. Там и от машины-то мало что осталось. Лариса Шепитько ушла в 41 год, оставив очень-очень много планов, которым так и не суждено было сбыться.