Советы Тинькофф Журнала.
Сейчас бизнесу непонятно, как выстраивать процессы, какие товары и услуги добавлять, как не оттолкнуть клиента, как прогнозировать результаты. Вот несколько советов.
1. Осознайте, что неопределенности в бизнесе была всегда. Всегда были риск и нестабильность. Сейчас этого больше, но бизнес выживал в разных стрессовых ситуациях. Нужно постараться успокоиться и работать дальше.
2. Найдите что-то стабильное и уделите внимание этому. В предпринимательстве есть рутинные процессы, которые наиболее стабильны и приносят хоть какой-то результат. Нужно заняться ими — это создаст чувство опоры и поможет успокоиться. В любом случае это принесет больше пользы, чем паника и резкие движения. Это как в обычной жизни: когда непонятно, что делать, займитесь спортом — спорт точно даст хороший результат.
3. Составьте список того, что сейчас нужно делать руководству и команде. Проанализируйте каждый пункт. Ответьте на вопросы: это критически важно для бизнеса? Что будет, если этого не делать? Что будет, если это сделать? Что можно сделать вместо этого? Сейчас нужно расставить приоритеты и взяться за то, что действительно важно.
4. Помогайте друг другу. Обменивайтесь информацией. Сейчас предприниматели должны не конкурировать, а общаться, обмениваться идеями. Но важно вовремя остановить поглощение чужих идей и опыта, проанализировать всю информацию и придумать что-то новое. А затем начать воплощать это.
5. Общайтесь с клиентами. Перед внедрением какой-либо идеи поинтересуйтесь мнением покупателей. Если это малый бизнес, опросите пару десятков постоянных клиентов: что стоит попробовать, что им нравится, что не нравится, почему они идут к конкурентам. Но не затягивайте этап опросов.
6. Смотрите на горизонт, но действуйте в моменте. Можно думать о развитии на год вперед, но нужно быть готовым к тому, что планы придется менять. Поэтому они должны быть гибкими. Это как когда мы ведем машину: мы смотрим вперед, на дорогу, но если встречаем препятствие, в моменте принимаем решение, как его объехать.
7. Подключите аналитику. Малому бизнесу не обязательно сразу тратить деньги на внедрение сложных сервисов. Если аналитики нет вообще, начните следить за колебаниями среднего чека. Когда будет понятен стандартный диапазон значений, можно вводить новшества и смотреть, есть ли значительные изменения.