Юлия Самойлова, российская певица, представляла Россию на «Евровидении-2018.
Северянка
Юлия Самойлова родилась 7 апреля 1989 года в республике Коми, в городке под названием Ухта. Ее родители, как и многие другие, подались на север на заработки. Во времена Советского Союза это был один из немногих легальных способов значительно увеличить свое благосостояние - жить в северных краях было нелегко, но неудобства искупались очень высокой зарплатой.
Отец Юлии Олег работал на шахте, мать, Маргарита, – в сфере обслуживания. Семья была вполне благополучной, пока у дочери не начались проблемы со здоровьем. Она слабела не по дням, а по часам и в итоге оказалась в инвалидном кресле. Ситуация усугублялась тем, что врачи долгое время не могли поставить диагноз.
Сама Юлия твердо уверена, что причиной ее инвалидности послужила неудачная прививка от полиомиелита. Медики считают, что дело в редком заболевании, диагноз подтвердили и российские, и иностранные врачи (пару-тройку лет назад Юлии сделали сложную операцию на позвоночнике в Финляндии).
Болезнь
Спинальная мышечная атрофия, которую еще называют амитрофией Верднига-Гоффмана, - это генетическое заболевание. Протекает оно по-разному – иногда признаки недуга видны уже с рождения, иногда дети в первые месяцы жизни выглядят совершенно здоровыми и нормально развиваются, а потом болезнь берет свое. Так произошло и с Юлией.
Она в диагнозе сомневается, но в любом случае считает, что ей повезло – она «просто худая», позвоночник сильно искривлен, зато болеет редко.
Болезнь Юлии на нынешнем этапе развития медицины считается неизлечимой. Врачи могут только поддерживать стабильное состояние. Пока в случае Самойловой им это удается.
Музыка
Музыкой Юлия Самойлова увлекалась с самого раннего детства. Одаренность дочери заметила мать, сама мечтавшая когда-то стать певицей. Попробовать себя в этой роли ей не разрешили родители, однако Юле был дан «зеленый свет».
Юная артистка никогда не пела детские песни, предпочитая композиции уже состоявшихся звезд отечественного шоу-бизнеса – Аллы Пугачевой, Татьяны Булановой, Ирины Аллегровой.
Впервые Юля выступила перед публикой на новогоднем утреннике, спев песню из репертуара Татьяны Булановой «Не плачь». Девочке достались аплодисменты и огромная кукла.
В 11, когда Юля уже передвигалась в инвалидном кресле, они с матерью приняли достаточно смелое решение – выступить вне уютного, привычного и доброжелательного круга друзей и знакомых. Девочка выступила на благотворительном концерте, хотя организаторы поначалу сомневались. Человек в инвалидной коляске на сцене – зрелище, не очень привычное рядовому постсоветскому зрителю.
Ничего не требовать
К перспективам музыкальной карьеры для девочки с первой группой инвалидности окружающие относились скептически, и надо сказать, имели для этого все основания. В Советском Союзе инвалиды не то что на сцене – на улице появлялись совсем не часто. Внешняя среда была совершенно не приспособлена для их нужд, даже пандусами озаботились уже после распада СССР.
Гражданин Советского Союза должен был быть здоровым, крепким и счастливым. О больных заботились, но их моральное состояние и тем более проблемы интеграции в общество мало кого волновали. Отношение к инвалидам менялось медленно.
«В нашей стране людей с ограниченными физическими возможностями начали совсем недавно показывать по ТВ. И люди, я думаю, просто к этому еще не привыкли. Но мне кажется, что ситуация постепенно поменяется к лучшему. Это заметно даже по реакции людей на улице. Если 15 лет назад они смотрели на меня большими глазами, то сейчас такого уже нет. А вообще, я думаю, надо начать сначала самому к себе хорошо относиться, чтобы остальные начали хорошо относиться к тебе. Не требовать ничего — никто тебе не обязан. Если ты заявляешь о себе как о равноправном члене общества, не надо кричать, что тебе все обязаны», - пояснила потом Юлия.
Сопротивление среды
До поры до времени укоренившееся настороженное отношение к инвалидам Юлии не очень мешало. Она выступала в различных конкурсах, причем очень успешно. В 2003 году Самойлова стала лауреатом всероссийского фестиваля «На крыльях мечты», а в 2005 вдобавок к званию лауреата завоевала и приз зрительских симпатий на межрегиональном конкурсе «Весенняя капель», получила второе место на всероссийском конкурсе по вокалу в городе Екатеринбурге и второе место на всероссийском конкурсе «Шлягер-2005».
И при этом в доме культуры, в котором Юлия брала уроки вокала, ее упорно не брали на концерты вместе с другими воспитанниками. Когда Юлии и ее маме прямым текстом сказали, что администрация не намерена расстраивать зрителей видом ребенка в инвалидном коляске, Юля ушла. Но от музыки не отказалась, наоборот – организовала собственную группу.
«TerraNova» - в музыке и вне ее
В 2008 году у Юлии, по ее словам, начался «бунтарский период». Она слушала рок-музыку, в которой ее привлекали не только собственно песни, но и коренная разница с шоу-бизнесом, когда не важно, как именно ты выглядишь, «хоть ведро на голову надень», делилась она позже впечатлениями. Ее кумиром была Земфира.
Полгода Юлия работала в ресторане певицей, а в 19 лет собрала собственную рок-группу «TerraNova». Ребята начали активно выступать на концертах, и достаточно успешно, однако у них были и другие интересы – работа, семьи. Посвящать свою жизнь музыке никто, кроме Юлии, не собирался. Через два года группа распалась.
Возникло у Юлии еще одно увлечение, психология. Одно время она надеялась, что увлечение превратится в профессию, и даже поступила на факультет психологии Современной гуманитарной академии, однако бросила учебу на третьем курсе.
Юлия и Оксана
К тому времени в Москву переехала двоюродная сестра Юлии по отцу, Оксана. Проблемы, которые стояли перед Юлией, были ей не ведомы – красавица стала звездой подиумов, сделала успешную карьеру модели, познакомилась с известным российским рэпером Джиганом и вышла за него замуж в 2011 году, уже после того, как родилась их дочь Ариела.
Насколько они помогали Юлии строить карьеру и помогали ли вообще, не известно. Свое родство девушки решили не афишировать, и широкая публика узнала о том, что две знаменитости – не просто однофамилицы, а близкие родственницы, только в 2017 году, когда стало известно, что Юлия будет представлять Россию на «Евровидении».
Сам Джиган рассказал журналистам, что его достаточно часто спрашивали о Юлии, даже не подозревая, что это кузина его жены.
Фактор Пугачевой
В 2013 году Юлия не без колебаний приняла решение, которое кардинально изменила ее жизнь. Музыкальный конкурс «Фактор А» был российской версией британского проекта The X Factor, шоу талантов. Самойлова легко прошла кастинг для участия в третьем туре и отправилась в Москву. Девушка понравилась и жюри, и зрителям. Она заняла второе место и получила «Золотую звезду Аллы» из рук Примадонны.
Участие в шоу принесло Юлии не только успех, но и известность. Она осталась в Москве, и ее карьера наконец-то сдвинулась с мертвой точки. Самойлова сотрудничала с Ольгой Кормухиной, Гошей Куценко, Лолитой и другими известными исполнителями, активно гастролировала по стране и выступила на церемонии открытия Зимних Паралимпийских игр в Сочи.
Скандал на «Первом канале»
В 2017 году «Первый канал» объявил, что Юлия Самойлова будет представлять Россию на очередном конкурсе «Евровидение». Это решение многих удивило.
Незадолго до этого произошел скандал в ходе телевизионного шоу «Минута славы». Танцор Евгений Смирнов, потерявший ногу в результате аварии, выступил без протеза, и некоторые члены жюри сочли это попыткой повлиять на решение жюри.
Владимир Познер, проголосовавший против Смирнова, назвал произошедшее запрещенным приемом, а Рената Литвинова посоветовала артисту не эксплуатировать тему инвалидности. Однако понимания у широкой публики они не нашли. Вспыхнул скандал, Познер и Литвинова извинились, однако Евгений Смирнов покинул шоу.
Некоторые сочли, что Юлию выбрали на конкурс «Евровидение» как раз в результате скандала, чтобы сгладить неприятное впечатление и показать, что телевизионщики – за равные возможности для инвалидов. Связь двух событий отрицали и представители «Первого канала», и сама Юлия. Певица назвала инцидент нелепым и добавила, что прекрасно понимает чувства Евгения, но сама бы она поступила по-другому.
«У меня было очень много случаев, еще до «Фактора А», до всей этой истории, когда мне говорили: инвалидам не место на сцене. Если бы я встала и пошла домой петь дома песни в караоке для родителей, меня бы сейчас не было здесь, меня бы не выбрали на конкурс «Евровидение», - заявила Самойлова.
Евровидение – 2.0
Со словами Познера на «Минуте славы» наверняка согласились бы интернет-пользователи других стран, которые назвали запрещенным приемом выбор Самойловой в качестве участника «Евровидения». При этом сама Юлия потенциальным зрителям скорее понравилась, а вот то, что ее «отправляют на амбразуру» - уже не очень. «Славянские страны, хватит использовать людей с ограниченными возможностями в своей пропаганде!», - написал кто-то на официальном сайте.
Впрочем, споры о том, выбрали ли Юлию из-за ее исполнительских достоинств или же из-за инвалидности, совсем скоро потеряли актуальность. Конкурс проходил на Украине, и украинские власти объявили, что в ближайшие несколько лет артистка не сможет въехать на территорию страны, так как она выступала в Крыму. Об этом решении Службы безопасности Украины стало известно 22 марта 2017 года.
Организаторы «Евровидения» попытались урегулировать конфликт, однако их усилия не увенчались успехом. На уступки не желали идти ни Россия, ни Украина. В итоге Россия в конкурсе не участвовала, а Юлию автоматически «переназначили» представлять страну на конкурсе, который в 2018 году проходит в столице Португалии Лиссабоне.
Провал в Лиссабоне
Новая песня Юлии называлась «I Wonʼt Break». Самой певице она очень понравилась, более того, Самойлова сказала журналистам, что в какой-то степени это песня про нее саму. Однако многие не очень высоко оценили композицию, а некоторые – и возможности самой певицы. Однако мало кто ожидал, что для артистки окажется непосильной задача выйти в финал.
В Лиссабон Юлия отправилась, полностью уверенная в себе. Задачи победить перед собой не ставила. Она первый раз в жизни увидела океан, ей понравилась атмосфера конкурса и отношение португальцев.
Юлия Самойлова выступила во втором полуфинале, и, как признавались потом некоторые журналисты, это были самые долгие три минуты конкурса. Выступление получилось слабым. В какой-то момент она даже замолчала на сцене, и были слышны только голоса бэк-вокалистов. Зрители предположили, что певица перегорела – а может быть, забыла слова.
Баллов зрителей и жюри не хватило для того, чтобы пройти в финал. Для Юлии это оказалось жестоким ударом. «Ужас, кошмар, для меня так»,- признавалась она журналистам.
Домашний Таран
Юлия Самойлова замужем. Ее супруг, Алексей Таран, - человек, незаменимый для ее карьеры. Он занимается организацией концертов, сопровождает жену в поездках. Администратор, тур-менеджер и неизменная поддержка.
Алексей младше Юлии на два года. Они познакомились в Ухте, через интернет. Юлия не сразу сообщила молодому человеку, что она передвигается на инвалидной коляске. Но выяснилось, что Алексей все знает – городок маленький.
«Я словно шеф-повар, а Лёша в принципе как поваренок», - рассказала как-то Юлия, добавив, что вышло все само собой. Пара вместе уже девять лет.
«I Wonʼt Break»
Некоторые пытались искать в решении судей и зрителей политический подтекст. Но большинство сошлись в том, что выступление получилось слабым. И, следуя призыву самой Юлии «отсечь болезнь и оценивать конкретно талант», скидку на физическое состояние и прочие обстоятельства делать не стоит. Не получилось. Надо идти дальше.
«I Wonʼt Break», - пела Юлия перед миллионами зрителей. И теперь ей предстоит доказать это на практике.