Мои дети-семиклассники в этом году по литературе будут проходить Эркюля Пуаро. Нет-нет, мы в семье очень любим очаровательного сыщика-бельгийца, все сезоны прекрасного сериала с Дэвидом Суше имеются.
Манерно надуться и заявить: "Нет-нет, это не для Пуаро" - да каждый, запросто. Даже младшая трехлетняя Сашенька знает мистера Пуаро, который ловит преступников (но, чую, в глубине души она уверена, что Пуаро - это всё-таки папа))).
Да что Пуаро - дети в школе и комиссара Мэгре будут изучать, и еще много чего. И даже логика некая в этом есть: на уроках литературы на примерах разных жанров изучают сюжет.
Но только ведь это - не что иное, как литературоведение. Довольно специализированная дисциплина, не сказать, чтобы обязательная широкому читателю.
Вот именно, кстати - читателю. И вспомните теперь, много ли нынешняя молодежь читает? Вспомнили? Ну и как? А мы им - литературоведение?!
На взгляд нормального человека, школьные уроки литературы должны приучать к чтению, знакомить с основными произведениями отечественной и мировой литературы, пытаться донести именно моральное и духовное их содержание, воспитывать гражданина и просто хорошего человека на примере хороших книг.
А литературоведение - это уже в институт. То есть возникает без преувеличения ужасающая пропасть между содержанием школьной программы и реальным миром, в котором дети читают мало или не читают вовсе, а еще они прочно сидят в мире интернета. Ну и бесполезно выброшенные в сфере образования деньги.
Программу-то можно корректировать и увеличивать постоянно, хоть шахматы вводить, хоть логику (не худо бы), только сперва стоило бы сделать реальный срез реальных знаний. Того, что действительно осталось в головах - в современных условиях. Вот, скажем, дети по ботанике покрытосеменнные и голосеменные растения изучают, а выведи их в лес и попроси с десяток наших местных деревьев опознать - многие ли смогут?
Специалисты еще говорят, что все эти новости в программе появились из-за ЕГЭ, поскольку для огромной базы тестов нужны чуть ли не каждый год новые конкретные вопросы. Но если программа изучения подгоняется под экзамен - это вообще абсурд.
Знаете, приличный человек обычно стесняется считать себя самым умным, и что все вокруг дураки. Ну, маловероятно это. Но глядя на окружающее, чем дальше, там больше убеждаешься, что огромное количество действий и моделей государства - это просто спущенные сверху команды и идеи, часто громкие, но - без всякого представления об их эффективности и даже о реальном воплощении в жизнь (толко, вот беда, на эту фигню огромные деньги тратятся, которых у нас в том числе, как выяснилось, на пенсионеров не хватает).
Зазеркалье. В котором самый главный куратор внутренней политики страны, замглавы президентской администрации Сергей Кириенко всерьез говорит о том, что 53 процента населения России доверяют Общероссийскому народному фронту. Самое смешное, что формально он прав - явно был как-то опрос, и людей спрашивали, прибавляя, что ОНФ за Путина. Народ, понятно, на всякий случай отвечал "правильно".
Или вот надёжа столицы, Сергей Семенович Собянин, с этого года классные часы в школах учредил (инструкции, понятно, по ведомству образования были, но дети все уверены, что это Собянин им подарочек сделал, да и учителя тоже). "Грамматика нравственности" это часы называются. И что б непременно точно час, а не 45 минут. И еще родителям обязательно бумаги подписать и на столичном сайте по этому поводу зарегистрироваться (чаты родительские просто взорвались от радости, как понимаете))).
Короче, куда там пионерским и комсомольским собраниям! По внешней форме уже явно переплюнули. Только в Союзе все же корпус вожатых был, детская организация системная (не об идеологии, о системе работы речь). А у нас вот классные руководители будут эту самую нравственную грамматику преподавать. Учителей, кстати, жалко, замордовали их совсем с этими бесполезными громоздкими новациями. Ну а детки - а им на таком фоне ролики Навального интереснее.
И вот так - едва ли не во всем. Не устроило бы это мистера Пуаро, поборника логичности, порядка и эффективности.