До сих пор не оценена по достоинству роль Вьетнама в стратегическом расширении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вплоть до Юго-Восточной Азии, не использован практический потенциал, возникший в связи с началом работы этой страны в Зоне свободной торговли ЕАЭС.
Приведём, для наглядности, аналогичный пример. Если представить себе, что если бы на северо-западе Европы в ЗСТ ЕАЭС вдруг вошла бы Великобритания, то это был бы примерно равный географический баланс, но в этом случае величина масштабирования союза поразила бы всех, а мирового медийного резонанса было бы не в пример больше.
Вьетнам, в данном случае, это почти та же Великобритания, просто находящаяся на противоположном конце гигантской евразийской диагонали; при этом у Великобритании и территория, и количество населения даже меньше, чем у Вьетнама. Однако возникшие торгово-экономические возможности от этого для ЕАЭС – не намного меньше, а возможно, ещё и больше, чем в приведённом образе, так как именно Вьетнам, а не Великобритания, находится в центре современной глобальной экономики. Ведь сегодня Азия, а не «старая Европа», является её эпицентром.
Более того, и политический вес Социалистической Республики Вьетнам ускоренными темпами догоняет вес экономический. Рост авторитета Ханоя отмечается по всем направлениям. Достаточно взглянуть на работу, проводимую им в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН в период 2020-2021 гг., с исполнением обязанностей председателя СБ ООН в текущем, очень непростом году, когда международная обстановка обостряется всё сильнее.
Именно такие арбитры как Вьетнам, с его опытом военно-политического урегулирования и принципом многостороннего участия в разрешении самых сложных мировых проблем, востребованы сейчас как никогда, так как конфликтов в этом мире, включая территориальные, к сожалению, не становится меньше.
Кроме того, Вьетнам активно продвигает роль региональных организаций в процессе разрешения споров, являясь по факту одним из наиболее востребованных миротворцев. Скажем больше: не много существует на данный момент государств, которые способны выдерживать ровный тон взаимоотношений с таким мировым фактором как США, а Ханою оказалось по силам даже это.
Помимо сфер политики и экономики, важно отметить безусловные, официально признанные мировым сообществом успехи Вьетнама в борьбе с COVID-19, которые широко освещались и в российских средствах массовой информации. По сравнению с рядом стран Евросоюза, вошедших уже в «третью волну» пандемии, за весь аналогичный период во Вьетнаме зарегистрировано всего чуть более 2500 заболевших. Кстати, похожая статистика наблюдается почти по всей территории Юго-Восточной Азии, в зоне ответственности регионального блока АСЕАН, одним из лидеров которого так же является Вьетнам. Вьетнам щедро делится с партнёрами своими наработками в санитарно-эпидемиологической области, что лишь дополняет общую картину вьетнамского профессионализма.
Говоря о работе Вьетнама собственно в ЗСТ ЕАЭС и расширении этого союза до реальных межконтинентальных масштабов, следует подчеркнуть, что Вьетнам подкрепляет свой статус не заявлениями, а реальными экономическими показателями. Так, даже на фоне негативного воздействия COVID-19 в 2020 году рост ВВП Вьетнама составил 2,9%. А уже в 2021 году, согласно прогнозу «United Oversea Bank», рост национального ВВП может составить 7,1%, что даже выше установленной планки в 6%. Таким образом, Вьетнам является одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) с самым быстрым ростом ВВП на душу населения.
Уже в ближайшее время Вьетнам войдет в число 40 крупнейших экономик мира и займёт 4-е место в АСЕАН. При этом ВВП, в расчёте на душу населения, составляет уже более 3500 долл. США. Вьетнам входит в десятку самых быстрорастущих стран мира и в число 16-и наиболее успешных стран мира с развивающейся экономикой. Последующее десятилетие станет для СРВ периодом качественного подъёма.
После снятия коронавирусных ограничений прогнозируется выход страны на позиции, сравнимые с показателями Сингапура, на который многие авторитетные источники и специалисты, по привычке, до сих пор ссылаются как на одного из безусловных и многолетних лидеров Азии.
Весь этот опыт и потенциал Ханой кладёт в основу взаимоотношений с ЕАЭС, предлагая существенно нарастить общие показатели и объёмы, на деле продемонстрировав всему миру, что означает по-настоящему свободная торговля и экономика, преодолевшая все искусственные барьеры и ограничения. Стабильная и безопасная инвестиционная среда, гарантированная правительством СРВ, является одной из наиболее надёжных политических гарантий в мире для осуществления масштабной и долгосрочной экономической деятельности. Без таких высоких гарантий сегодня невозможно вести экономическую политику, выходящую далеко за пределы стран и регионов.
На данном этапе вьетнамское общество готовится к одному из наиболее важных событий в жизни своего государства: выборам в Национальное собрание и Народные советы, которые пройдут 23 мая. Важность этих событий состоит ещё и в том, что институты социалистической системы, как уже было подчёркнуто, являются базовой гарантией осуществления всех процессов, направляя политическое и экономическое развитие СРВ.
Таким образом, Вьетнам, являющийся пионером ЗСТ ЕАЭС, готов активно участвовать в сопряжении всех факторов, способствующих нашему взаимному усилению. Последовательно соединяя потенциал ЕАЭС и ЗСТ ЕАЭС, АСЕАН, АТЭС, АТР в систему, работающую без перебоев, став пионером процессов и на новом масштабном уровне.
В этой схеме должен быть качественно увеличен товарооборот в российско-вьетнамском и вьетнамо-евразийском сегментах, что, в свою очередь, является основой для более высоких экономических сфер. Успехи в торгово-экономическом сотрудничестве между СРВ и ЕАЭС стимулируют и другие страны АСЕАН активнее подключаться к интеграционным процессам на всём евразийском пространстве.
Пора оценить вьетнамское участие в создании так называемой Большой Евразийской дуги по-настоящему, с получением реальной практической отдачи.