Рубль как утверждают наши финансисты при власти, никому не должен. Доллар должен всем, кому только можно. Но при этом на доллар западают все, а на рубль – никто. Или почти никто.
В Минфине и Центробанке очень гордятся тем, что Россия «не сидит в долгах, как в шелках». А есть ли к тому основания? Логика Минфина и ЦБ проста, как у Штирлица. Мол, бюджет с профицитом уже не сводится – пустяки, зачем же мы тогда резервные фонды копили? А ведь ради того, чтобы слезть с нефтяной иглы и не плясать под дудку доллара, все средства хороши. И в долги залезать тоже не грех. И плохо сейчас вовсе не то, что нам якобы не дают, ни внутри страны, ни за её пределами. Плохо то, что мы даже не пытаемся просить.
К тому же, сам по себе факт того, что нет долгов – не только самообман, но и очень серьёзная стратегическая ошибка. Для начала – о самообмане. Дело в том, что при формальном отсутствии долгов мы в России имеем не просто бедно, а крайне бедное большинство населения. И кому от этого лучше? Пожалуй, только тем, кто сам относится к народу, как к нищеброду или биоматериалу. Мол, под ногами не болтается. А вот экономике, а значит и государству, если оно в самом деле – государство, а не частная лавочка по ограблению собственных подданых, навряд ли. И спроса эффективного от бедной публики нет, и работать она предпочитает вполсилы, а лучше вообще - просиживать штаны охранниками.
Вот и проедаем тупо накопленное в тучные нефтяные годы, и ждём, когда же они опять вернутся. Примаков с Маслюковым в 98-99-м так не делали – они сразу развернули финансовые потоки в сторону реальной экономики. Заодно подкрепив это директивной расшивкой взаимных неплатежей. И жёстким финансовым контролем. Сейчас же вместо этого – «чекистские» игры в обменниках.
Спросите, у кого просить? Разумеется, не у МВФ. И про Китай промолчу – у них попросишь, тут же дадут, но дадут так, что мало не покажется. Когда про Керченский мост только заговорили, от китайского предложения «взять всё на себя», вплоть до собственности, Россия едва открестилась. Предпочли «своего» - Ротенберга.
А между прочим, Иран, а вслед за ним и Индия уже успели намекнуть – дадим, если умно попросите. Сами-то мы тоже даём, и много даём – даже когда и не особо просят. А ещё можно взять и у олигархов, да и у простых людей тоже. При всей их бедности, да если попросить с умом и действительно реальные гарантии предоставить. Последнее – всё про те же страховые, да пенсионные фонды, в которые стоит только суметь заставить публику поверить, могут превратиться в лучших долгосрочных инвесторов. Классик не зря говорил: идея, овладевшая массами, всесильна.
А ведь ты только возьми - многое тут же и само работать начнёт. Известно, что кредитору недееспособный заёмщик не нужен – к нему можно в такую кабалу попасть, плохо станет. Что далеко за примерами ходить. США вместе с их долларом, извините за повтор - должны всем и каждому. И ничего, за благополучие Америки теперь чуть ли не весь мир беспокоится, и работает на это самое благополучие. А Китай тут, кстати, в первом ряду.
Слава Богу, что в России, невзирая на кризисы и политические ужасы, нет недостатка в привлекательных проектах. И ни один из них инфляции за собой не тянет. Ни мировой футбольный чемпионат, ни БАМ с Транссибом, как бы их не отпихивали от «Шёлкового пути», ни подзабытый финансовый центр, ни даже «Роснано», которое сейчас словно нарочно «вызывает огонь на себя».
О чём это автор? Да о том, что непотопляемый Анатолий Борисович, похоже, прекрасно усвоил уроки эстрадной примадонны – «Антиреклама – это лучшая реклама». И попытался оперативно приватизировать «Роснано» - только не головную компанию, та слишком уж дорого стоит. А управляющую, которую и создавали кажется только для того, чтобы потом с «Роснано» сливки снять. Но Чубайса, впрочем, тут же генпрокуратура за руку схватила. Нечего, дескать, даже пытаться своё же у своих за три копейки прикупить.