Черный пиар – весьма соблазнительное средство избавиться от конкурентов. Им пользуются в политике, бизнесе и даже в личных отношениях.
Ведь компрометирующие сведения даже не обязательно должны быть правдой. Главное, чтобы они были эмоционально заряжены и провоцировали электорат или целевую аудитория на гнев и возмущение. В таком состоянии мало кто идет проверять факты.
Тем более что завернуть ложь можно в такую обертку, к которой не подкопаться. Например, внезапно наводнившие прессу статьи с заголовками вроде: «Информация о палочке сальмонеллеза, найденной в кафе «Ромашка», оказалась фальшивой» формально не обвиняет владельцев кафе в несоблюдении санитарных норм, а напротив, как будто защищает их. Но по факту, пара таких заметок и в голове обывателя отложится четкая ассоциация: «Ромашка» = кишечная инфекция. Дыма же без огня не бывает...
Впрочем, редко кто занимается такими изощренными технологиями. Обычно все грубее и прямолинейнее. Ведь как говорится в изречении, приписываемом Геббельсу: «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят».
Как выглядит черный пиар в XXI веке?
С развитием интернета и социальных сетей этот вид деятельности получил вторую жизнь. Распространять порочащую информацию стало гораздо проще и значительно дешевле. А также существенно меньше шансов, что придется нести ответственность.
Основных особенностей несколько:
Можно печатать абсолютную ложь. Конечно, крупные интернет-ресурсы всегда проверяют, что выходит от их имени. Ведь на официальное издание можно подать иск в суд. А вот безымянные сайты однодневки, порой созданные самими злоумышленниками, никто не проверяет. Причем все это попадает в поисковик. И если таких ссылок много, то они начинают появляться на первых страницах в поисковой выдаче.
Это практически безнаказанно. Найти владельцев этих сайтов непросто. Как правило, эти домены зарегистрированы за границей на подставные лица, и все действия ведутся через анонимайзеры. Разумеется, найти контакты агентств, занимающихся черным пиаром, не составит труда. Но доказать, что это их работа, почти невозможно.
Обелить на порядок дороже, чем очернить. Поскольку убрать негативную информацию из интернета крайне сложно, жертве приходится тратить огромные деньги и усилия на то, чтобы уравновесить её позитивными материалами и отзывами. Но на одну гневную статью надо пять, а то и десять положительных, ведь негатив куда более живуч и долговечен. Таким образом, убивается два зайца. Человеку или компании не только портят репутацию, но и заставляют перенаправить на нейтрализацию этого контента те ресурсы, которые он мог бы потратить на развитие.
Можно ли защититься от черного пиара?
Увы, сделать это крайне непросто. Конечно, в законодательстве практически всех стран есть уголовное наказание за клевету и нанесение ущерба чести и достоинству. Но допустим, очерняющие статьи вышли на пятидесяти никому не известных сайтах в интернете. И предположим их даже можно привлечь к ответу. Но против каждого из них придется подавать отдельный иск. Можете представить себе, сколько займет эта судебная волокита?
Причем, положительное решение суда, вынесшего предписание убрать информацию с каждого из этих сайтов — это вовсе не победа! Да, оттуда мошенники материалы сотрут, но тут же разместят на сотне других таких же страниц. И, как говорится, «на колу мочало, начинай сначала»...
О более действенном способе борьбы с черным пиаром расскажет Юрий Моша, руководитель иммиграционной компании «Второй Паспорт». Он стал жертвой вымогателей, которые наводнили интернет гадостями о нем и потребовали $20 000 за то, чтобы все стереть. Конечно, вестись на шантаж бизнесмен не стал. Вместо этого он обратился к поисковикам с просьбой удалить эти страницы из выдачи. Ведь если эти страницы не показывать пользователям при запросе, то о них никто не узнает. На сайтах, где они размещены, практически нет посетителей.
«Сначала я отправил письма представителям Гугла и Яндекса. Но не добившись желаемого результата подал в суд уже на них. Причем, не в России, а в США. Однако и здесь не нашлось прецедентов, позволяющих сделать такое реальным. Но мы продолжаем доказывать законность своих требований и надеемся, что станем первопроходцами в привлечении поисковиков к ответственности и обязательству их не показывать лживую информацию пользователям».
Если иск Юрия Моши будет удовлетворен, то этот прецедент внесет вклад в защиту брендов и публичных лиц, против которых развернута черная пиар-кампания.