Ситуация с протестным движением жителей Подмосковья грозит окончательно выйти из-под контроля региональной власти. Практически весь регион охватили «мусорные» бунты.
Во многих районах Московской области продолжаются протесты граждан против мусорных полигонов и строительства мусоросжигательных заводов.
Люди выходят на улицы, перекрывают дороги, устраивают митинги, требуя немедленного закрытия полигонов и отставки Воробьева. В подмосковном Волоколамске, прогремевшем уже на всю страну, дело дошло даже до потасовки. Рейтинг губернатора Подмосковья продолжает снижаться. Так, за несколько дней народного голосовании на портале «Народный Добродел» только лишь 6% жителей Московской области положительно оценили работу Воробьева. На сегодняшний день проголосовало уже свыше тысячи человек, опрос продолжается.
Подмосковная власть может столкнуться и еще с одним неприятным для себя сюрпризом – стихийными выступлениями «обманутых дольщиков». И, похоже, что о реальном размере этой «беды» власть до сих пор даже не подозревает, руководствуясь только теми цифрами, которые сама для себя и «нарисовала». Речь идет о Реестре пострадавших участников строительства Московской области. Чиновники, опираясь на официальную статистику, рапортуют, что «процесс пошел», количество обманутых дольщиков в Подмосковье неуклонно сокращается и утверждают , что на сегодняшний день в регионе насчитывается не более 11 тысяч пострадавших участников строительства. Но, если бы чиновники знали, как они заблуждаются, то они не были столь беспечными.
Дело в том, критерии, которым должны соответствовать пострадавшие участники строительства, являются достаточно жесткими. Граждане, втянутые девелоперами и риэлторами в, так называемые, альтернативные схемы «продаж», в этот реестр не попадают. Люди, легко отдававшие деньги под предварительные договоры, вексельные схемы и вступившие в ЖСК, даже не подозревали о том, что благодаря именно этим схемам застройщик банально уходил от ответственности. И сегодня вход в реестр для этой категории пострадавших граждан закрыт. А ведь именно данная категория участников строительства является самой многочисленной в общем числе обманутых недобросовестными застройщиками.
Более того, дольщики многих долгостроев даже не стремились попасть реестр, считая нахождение в нем формальным условием. Так, например, дольщики ЖК «Южная долина», которые ждут своего новоселья с 2016 года, до последнего момента не собирались куда-то вступать. А только в этом отдельно взятом проекте насчитывается порядка 500 дольщиков! Похожая ситуация складывается и в подмосковном Серпухове, и Звенигороде, и в других подмосковных городах. Таким образом, реальное количество людей, оставшихся и без денег, и без жилья по вине строительных компаний намного превышает официальную статистику.
Существует и еще одна причина. Согласно закону Московской области 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области, признать строительный объект проблемным имеет право только администрация муниципального образования. И вполне естественно, что муниципальные чиновники никогда не горели желанием испортить свои показатели. Тот же жилой комплекс «Южная долина» везде фигурирует, как вполне благополучный объект.
Аналитики рынка утверждают, что реальное количество подмосковных «обманутых дольщиков» составляет сегодня от 60 до 100 тысяч. Впрочем, звучат и более пессимистичные цифры. Более того, участники рынка свидетельствуют, что подмосковный рынок недвижимости перегрет, продажи снижаются - у многих девелоперов начались проблемы со сроками строительства и, чтобы не дать своим стройкам остановиться, многие из них вынуждены пойти по пути демпинга. Однако запас прочности строительных компаний не бесконечен и, таким образом, в Подмосковье зреет свежая партия обманутых дольщиков.
Нужно отметить, что события на проблемных стройках чаще всего развиваются по одному и тому же сценарию – строительство начинает пробуксовывать, дольщики – волноваться, а застройщик – избегать любых контактов с ними. Практически во всех случаях механизм управления взаимоотношениями не применяется. Долгое время считалось, что планомерной, кропотливой и – главное – профессиональной работы с дольщиками не требовалось – мол, пошумят, повозмущаются, да успокоятся. Впрочем, обычно в большинстве случаев так и происходило. Но положение дел постепенно начало меняться. Люди начали все громче заявлять о своих правах, требовать достоверной информации и, в том числе о том, каким образом будет решаться проблема. Причем, среди дольщиков есть и юристы, и финансисты, и даже строители – те участники строительства, которые вполне способны к профессиональному разговору. Но, к сожалению, ни власти, ни застройщики оказались к этому не готовы.
Обманутые дольщики, уставшие от ожидания, отписок чиновников, лозунгов политиков и пустых обещаний застройщиков, уже готовы выйти на улицы. Сегодня они атакуют аккаунты Воробьева в соцсетях, где по накалу месседжей граждан становится видно, что у людей просто заканчивается терпение.
Добавятся ли к подмосковному «мусорному» бунту волнения обманутых дольщиков, зависит сейчас только от позиции власти и ее готовности пойти на честный и открытый диалог. А вот с этим у нее всегда было как-то не очень…