Долевое участие в строительстве – механизм, благодаря которому сотни тысяч и даже миллионы российских семей удачно решили пресловутый «квартирный вопрос».
Но вместе с тем, эта схема породила и такое печальное явление, как «обманутые дольщики». Причем, данная проблема существует практически во всех субъектах Российской Федерации. Власть предпринимает сегодня самые кардинальные меры, чтобы искоренить это явление, но эксперты рынка считают, что количество людей, оставшихся и без денег, и без квартир, будет только увеличиваться. Причинами тому называют и нестабильное экономическое положение в стране, и ужесточение «правил игры» для застройщиков, и даже правовой нигилизм населения. Сегодня мы вместе с Аленой Шевченко - журналистом, редактором и издателем с 20-летним опытом работы в ведущих СМИ, попытаемся разобраться в этом вопросе.
Алена, в последнее время все чаще начало звучать мнение о том, что проблема «обманутых дольщиков» заключается в самих дольщиках. А ты разделяешь такую точку зрения?
- Тысячи, миллионы инвесторов новостроек искренне полагают, что они – покупатели! Я не могу выразить, как я им сочувствую, и как мне каждого из них хотелось бы вразумить. Но я не всесильна. Они фантазеры, поверившие, что проект, куда они инвестировали все свои сбережения, может состояться. Они идеалисты, убеждающие себя в том, что бизнес-проекту застройщика ничего не угрожает. Но у них нет ни объективных рейтингов, ни экспертизы экономического благополучия компаний, ни доступа к текущей финансовой статистике. Нет ничего. Только картинки, текст договора и длинные ноги девушки отдела продаж. Что дольщики знают о 214 ФЗ? Могут ли они адекватно оценить качество предлагаемого проекта? Могут ли они просчитать свои риски в процессе его реализации? Что они знают о банкротстве застройщика? Ни-че-го.
- Тем не менее, полтора десятка лет девелоперы внушали людям, что они покупают квартиры. Вот граждане и поверили. Разве они виноваты?
- Так они и покупают. Только не квартиры, а виртуальность, рендеры, красивые картинки. Однако девелоперы из каждого «утюга» продолжают внушать дольщикам, что они покупатели жилья. «Купи квартиру без первого взноса», «купи квартиру-получи бейсболку», «каждому покупателю кладовка в подарок» - примеров масса. Но, если стройка встанет, а застройщик скатится в банкротство, к кому претензии будут? К рендерам или к картинкам? Мне очень жалко этих людей. Очень.
- Алена, ты считаешь, что необходимо ужесточить требования к недобросовестным рекламным материалам участников рынка ?
Безусловно. Если речь идет об инвестициях, то вместе с рендерами с красивыми видами будущих жилых комплектов на рекламных макетах должны красоваться еще и таблицы с обоснованным прогнозом роста доходов по инвестициям, таблички с динамикой выполнения плана привлечения денежных средств в проект, графики соблюдения сроков строительства и так далее. И все это должно быть в открытом доступе, чтобы любой инвестор мог ознакомиться с текущим положением дел и принять для себя решение оставаться ли в проекте дальше или покинуть его. Это, конечно, не так завлекательно, как футуристические рекламные полотна с разукрашенными фасадами, зелеными деревьями в 3D и веселыми детками на спортивных площадках, существующими только на картинках. Но зато достоверно, жизненно, реально. И – самое главное! – честно. Я считаю, что преступно, вымогая деньги на стройку, выдавать за реальность несуществующий в природе залог.
- Почему же девелоперы предпочитают вводить людей в заблуждение?
- Не от хорошей жизни, я думаю. Если финансовые условия позволяли бы девелоперу полностью построить проект на свои собственные деньги или с привлечением дешевого банковского капитала, то никто из них не гонялся бы за бесплатными деньгами дольщиков. Но сейчас нет условий для дешевых внутренних кредитов. А дольщики, не требующие процентов за пользование своими деньгами, являются до сих пор единственным доступным ресурсом для строительства. Но если девелоперы начнут рассказывать людям, чем на самом-то деле является долевое строительство и какие риски для них содержатся в такое «мероприятии», то они сразу же растеряют половину своих клиентов.
- Ты хочешь сказать, что за 13 лет существования долевого строительства в стране, взрослые люди так и не изучили предмет – ту схему, куда они вкладывают миллионы рублей ? А как же тогда такое выражение, что незнание законов не освобождает от ответственности? Справедливо ли будет «виноватить» здесь только одних девелоперов?
- Действительно, как здесь сразу не вспомнить строки Пушкина? «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!». Эту фразу можно было бы смело брать за основу для гимна российского долевого строительства. Но я пять лет слушала звонки людей, интересующихся новостройками. Это обычные простые люди, не олигархи. Они не хотят быть инвесторами. Они не хотят ничем рисковать. Они не хотят ни в чем разбираться. Им просто нужна квартира. И то, что я вижу, меня не радует. Идет массированный информационный прессинг со стороны девелоперских компаний. К рендерам и футуристическим картинкам несуществующего жилья в последнее время добавились еще и виртуальные реальности, 3D туры – любой каприз в области виртуальной нереальности. Чтобы дольщик, будучи инвестором, сразу же забыл о всех своих рисках и почувствовал себя обладателем квартиры, по которой он только что виртуально побродил в 3D очках. Какие очки, господа? Вы в своем уме? Речь идет о миллионах! А у многих людей еще и заемных.
- Алена, но должен же быть какой-то выход? Проблема обманутых дольщиков может стать настоящим бедствием для страны. Что предлагаешь делать?
- Прекратить обманывать людей. В противном случае в стране все дольщики станут обманутыми. Во-первых, если человек становится инвестором, то он должен знать о своих рисках, а девелопер просто обязан предоставить ему всю необходимую информацию. Необходимо закончить называть дольщиков покупателями, а долевое строительство покупкой жилья. А, во-вторых, во всем мире недвижимость давно уже продается как натуральный, существующий в реальности продукт. Со стенами, полом, потолком, окнами и дверьми, а в большинстве случаев еще и с мебелью и интерьером, включающим даже коврик у двери, занавески, бокалы и столовые приборы.
В России мы пока не готовы к такому сервису и к такому продукту. Сознание перестраивать очень тяжело. Причем, тяжело не только обычным людям, но и самим девелоперам. Но считаю, что они справятся. Не сомневаюсь в этом!