485 лет тому назад в едином Русском государстве была проведена реформа, положившая начало нашей современной денежной системе. Ее провела Елена Глинская от имени Ивана IV будущего Грозного.
При малолетнем Грозном
Великий князь Василий III Иванович, отец Ивана IV Грозного, покинул этот мир, когда наследнику было всего три года. Согласно воле покойного, бразды правления перешли в руки бояр, которые должны были передать их Ивану по достижении им совершеннолетия, а регентшей при нем становилась его мать — Елена Глинская. Ее правление длилось всего пять. Однако за этот период энергичная женщина успела сделать немало для укрепления державы.
Но, пожалуй, ключевой стала реформа, заложившая фундамент русской денежной системы.
Подоплека
Денежное обращение находилось к тому времени в упадке. Распространилась так называемая «порча деньги». Ушлые «мастера» срезали с серебряных монет часть металла. «Безумнии человецы» (по терминологии того времени) откусывали от каждой монетки по кусочку, добавляли что-нибудь вроде олова...
По всей «Руси великой» работали «алхимики», которые в своих «лабораториях» изобретали все более и более искусные фальсификаты.
«Порчеными» деньгами была наводнена вся страна.
Не помогали даже жестокие казни «безумных человецей» — по обычаю тех времен им вливали в горло обнаруженный у них «злодейский» металл, расплавив его.
Да, воистину они «гибли за металл», но не оставляли преступного промысла — видимо, выгода перевешивала страх смерти.
Все это грозило масштабным экономическим кризисом и могло подвести черту под историей, в общем-то, молодой страны. Ведь она чуть более полувека тому назад сбросила ордынское иго и только-только начала «собирать земли».
И вот еще один момент: в едином государстве не было денежного единообразия — бытовали параллельно две системы — московская и новгородская; новгородская «денга» была равна 1/100 московского рубля.
«Копейка» и «сабленица»
В результате преобразований Елены Глинской была создана единая по всей Руси денежная система. Самой крупной монетой стала «копейка» или «новгородка». «Копейка» от хорошо знакомого и нам изображения — всадника с копьем; в последствие — Георгия Победоносца.
«Новгородка» — поскольку чеканилась новая монета в Новгороде и Пскове. Сохранялись и другие эмиссионные центры, например, в Твери.
А что же столица?
В Белокаменной и Златоглавой чеканили «денги» или «московки». Вдвое легкие, чем копейка и, соответственно, составлявшие половину «копеечного» номинала. На таких монетках чеканили изображение всадника с мечом или саблей, поэтому именовались они «сабленицей».
А собственно слово «копейка» окончательно закрепилось в русском языке лишь концу XVII столетия.
«Копейная денга», «денга с копьем» — так изначально называли наши предки новые деньги.
«Людем должон не великий убыток быть»
Елена Глинская приняла мудрое, хотя и невыгодное для казны решение: монеты принимали в перечеканку по курсу, который был выше прежнего номинала. В указе говорилось: «людем должон не великий убыток быть».
Вообще-то, это уникальный в нашей истории прецедент. Практически все «денежные реформы», особенно XX века, носили у нас «конфискационный» характер. Даже и за примерами не надо ходить далеко — в памяти и «павловская реформа», и замена старых советских дензнаков в начале «лихих девяностых».
Счетная система
Вплоть до XVIII века (преобразований Петра I) русская денежная система была по преимуществу счетной. То есть — «рубль», «полтина», «гривна», «алтын» — были счетными понятиями, обозначая определенное количество мелких серебряных монет, а именно «копеек», «денег», «полушек».
Последняя была самой малой денежной единицей — равной половине «денги» или четверти «копейки».
Оборотные стороны всех названных номиналов содержали надписи с именем великого князя, а с 1547 года — царя.
В таком виде русская денежная система просуществовала до времен царя-реформатора Петра I, хотя еще его отец — Алексей Михайлович — пытался перестроить монетное дело на европейский лад.