Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:21
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Мнения и аналитика INFOX.RU

Владимир Валерьевич Чернигов
президент Института отраслевого питания

Школьные столовые: что тормозит организацию бесплатного питания в регионах

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

С1сентября 2020 года все школы, укоторых позволяют технические возможности, начнут кормить учеников младших классов бесплатным горячим питанием.

Такую задачу поставил глава государства Владимир Путин в своём Послании Федеральному собранию. Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, в поставленные сроки обеспечивать готовы горячей едой школьников будут 68 регионов, которые обратились за получением субсидий.

Пока заявления о готовности уже с этого года кормить горячей едой младшеклассников звучат от многих губернаторов, практическая сторона вопроса продолжает беспокоить местных чиновников и директоров школ. Именно им придётся в случае необходимости объяснять родителям и их детям, почему в соседнем регионе бесплатное уже ввели, а в их — нет, и что этому помешало.

Согласно протоколу совещания у вице-премьера Татьяны Голиковой от 25 февраля, уже до 15 апреля субъекты должны сообщить о готовности к переходу на 100% охват «бесплатным здоровым горячим питанием» учеников младших классов для получения субсидий из бюджета с 1 сентября соответствующего года. Аналогичный срок информирования субъектов о своей готовности уставлен и на 2021 и 2022 годы.

При этом, чтобы регион в 2020 году получил средства из федерального бюджета, во всех школах субъекта должны быть созданы условия для организации горячего питания. Соответствующее требование содержится в письме за подписью замглавы Минпросвещения Виктора Басюка, которое было направлено в регионы ещё в конце января этого года. Таким образом если хотя бы одна школа в субъекте будет не готова, то весь регион может не получить федеральные деньги на горячую еду для детей.

Наши эксперты задались вопросом, а как определить степень готовности конкретного учебного заведения? Вскоре мы выяснили, что таких критериев пока просто нет. Соответствующие «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания» и изменения в «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания» поручено зарегистрировать в Минюсте в ближайшее время.

Этих документов регионы ждут с нетерпением, ведь без четких количественных и качественных критериев готовности отдельной школы невозможно будет понять, какую сумму они смогут запросить из федерального бюджета на переоборудование столовых и их ремонт.

По данным опроса, который провёл АНО «Институт отраслевого питания» среди региональных администраций, именно износ основного оборудования столовых — различных холодильных установок и электроплит — оказался самой распространённой проблемой при организации горячего питания. Так, администрация Ивановской области сообщила, что в регионе в 30% школ он составляет от 30% до 50%. Власти Тюменской области сообщили, что регион испытывает сложности с выделением средств на переоснащение. Не сможет выделить средства на модернизацию техники и Ростовская область. Владимирская область также признала необходимость в ремонте и модернизации пищеблоков в зданиях образовательных организаций. Хуже всего ситуация в Смоленской, Омской областях и Адыгее, где готовность региона к запуску проекта горячего питания, согласно ответам самих администраций, оценивается только в 40%.

Также по данным опроса, по степени зависимости от софинансирования из федерального бюджета на бесплатное школьное питание в 2020 году лидирует Чеченская республика (520 млн. руб.), Ставропольский край (503 млн. руб.) и Иркутская область (497 млн. руб.). Отсутствует потребность в получении федеральных денег в Санкт-Петербурге и ЯНАО. Среди тех регионов, которым потребуется субсидирование, самые низкие запросы у Новгородской области (56 млн. руб.)

Другой важнейшей проблемой сейчас является отсутствие норм питания для школьников, без которых нельзя рассчитать и саму стоимость горячих обедов. Отвечает за разработку этих документов Роспотребнадзор. Их разработок ждут и директора школ, и учредители образовательных учреждений — муниципалитеты, и поставщики социального питания. И уже сейчас к этим разработкам есть целый ряд принципиальных вопросов. Например, достаточность выделяемых на питание школьников средств для выполнения требований Роспотребнадзора к школьному меню. Позвольте очень сильно усомниться в том, что на пресловутые 20-25 рублей обеспечить ребенка полноценным завтраком с учетом всех ими же установленных требований просто невозможно.

Согласно опросу нашего АНО, больше всего денег сейчас тратят на одну порцию горячего питания для учеников начальной школы Магаданская область (130 руб. на завтрак и 220 руб. на обед), Ненецкий автономный округ (114 руб. за порцию), Ямало-Ненецкий автономный округ (91 руб.). Самая низкая стоимость в Липецкой области (от 32 руб.), в Кабардино-Балкарии (33,4 руб.) и Республике Адыгея (36 руб.)

В существующих СанПиНах образцах 2008 года есть только общие суточные нормы питания для учеников младших классов, но нет нормы разового приема пищи (по сути, нормы на обед). Если она не будет зафиксирована и в новом документе, то каждый субъект сможет вольно толковать, каким должно быть горячее меню. Таким образом, качество рациона в разных регионах и даже в разных школах в одном субъекте будет сильно разниться и зависеть от руководства самой организации.

Дети часто жалуются на то, что еда в школьных столовых невкусная. И хотя это субъективный критерий, хочу напомнить родителям, что нормы питания и ее стоимость не могут существовать без учета их мнения. Родительский контроль сегодня начинается внедряться в регионах, но уже в ближайшем будущем этот инструмент может сделать школьное питание не только полезным, но и вкусным. Механизм такого контроля поможет учесть и территориальные, этнические и национальные особенности. К примеру, в Приморье в привычном рационе ребенка должно быть больше рыбы, чем мяса, в регионах Кавказа — баранина и так далее. Для таких случаев законом предусмотрена система замены одних продуктов на другие.

Конечно, события, связанные с эпидемией коронавируса, создают риски при реализации важнейшего социального проекта — чтобы наши дети питались вкусно, полезно и бесплатно. Но кризис это всегда и новые возможности — исполнители всех уровней сейчас должны приложить максимум усилий, чтобы в период, пока школы пустуют, начать подготовку столовых и пищеблоков, наконец-то разработать нормы питания и критерии готовности, определиться с подрядчиками и поставщиками продуктов. Россия неоднократно переживала кризисы и потрясения, и выходила из них с честью. Поэтому нет никаких сомнений, что и этот проект будет запущен, несмотря на все текущие трудности.

Последние мнения
Григорий Трофимчук
Реклама