Если бы свалка умела разговаривать, ей было бы что рассказать президенту по прямой линии. Нет-нет, не надо звать следователя и прокурора. Для президента у свалки другая история. Научно-познавательная.
Это история о том, что пищевые отходы составляют четверть “мусорного ведра” среднестатистического россиянина. В сельской местности этот показатель меньше: там пищевые отходы применяют и для хрюшек, и для грядок. В городе больше - там нет ни хрюшек, ни грядок, но есть школы и больницы, где отходы еды образуются централизованно (и, я бы сказала, целенаправленно, судя по вкусовым качествам обедов и завтраков во многих этих учреждениях…), и густо заселенные жилые территории, где органика попадает в общий контейнер из отдельных квартир. Кроме того, количество выбрасываемых пищевых отходов снижается зимой и резко возрастает летом, особенно в сезон арбузов и заготовок впрок.
Это история о том, что, находясь в составе твердых коммунальных отходов, остатки пищи и аналогичные им разлагаются и выделяют свалочный газ. Именно свалочный газ влияет на изменение климата, попутно создавая непередаваемый аромат помойки. Кроме этого, смешиваясь с макулатурой, пластиковыми бутылками, старым текстилем и прочими непищевыми отходами, органика снижает качество вторсырья, делая его невозможным к переработке (картон + борщ), либо значительно повышает затраты на предварительную очистку.
Любой владелец сортировочной линии скажет вам, что если бы пищевые отходы были собраны раздельно в местах их образования, то эффективность такой сортировки выросла бы в разы. Конечно, сейчас кое-кто из вас задохнется от возмущения и скажет: “На наших сортировках мы выделяем органику и делаем из нее почвогрунт! У нас ничего не пропадает.” Полагаю, что да. Есть целые заводы по сортировке, где органику удается не только вытрясти из общей массы отходов, но и придать ей статус “продукции”. Но из-за того,что выделенная из смешанных отходов органика неизбежно загрязнена кусочками пластиков, металлов, древесными щепками с лакокрасочными материалами, резиновыми обрезками, осколками стекла и ….. можете продолжить этот список сами…. Из-за всех этих загрязняющих примесей почвогрунт, которым гордится хозяин современной сортировочной станции, не может быть применен в сельском хозяйстве. Их удел - пересыпка все тех же свалок, или подсыпка при дорожном строительстве ит.п.мероприятия. Т.е. сфера применения весьма узкая.
Это история о том, что собранная раздельно от остальных отходов органика может стать компостом и биогазом, принеся пользу почвам и народному хозяйству, и пощадив наши носы и климат. Вы скажете: “Все это красиво звучит, но как это воплотить на практике?” И я вам отвечу “Как раньше!” Не подумайте, что это про мороженое. Это про систему сбора пищевых отходов как в лучшие годы наших мам и бабушек, это про специальные бачки только для пищевых отходов, которые стояли на наших лестничных площадках и вывозились каждый день. На вашей лестничной площадке не вывозились каждый день? Безобразие! Сегодня все зависит от нас. Если хорошо все организуем, система сбора пищевых отходов не доставит нам неудовольствия и неудобств. Кстати, мы можем подсмотреть у наших европейских соседей, как это лучше делать с учетом научно-технического прогресса.
Я думаю, самое время лоббистам мусоросжигания ехидно заметить, что собрать то можно….. А вот куда везти? Тема “некуда везти на переработку” и “у нас тут места мало” проходит красной нитью во всех обсуждениях, касающихся приоритетной поддержки мусоросжигания.
Я думаю, что если бы свалка умела разговаривать, она бы попросила:
- вместо мусоросжигательных заводов, раз уж для них место нашлось, построить заводы перерабатывающие, в т.ч. для органики,
- пищевые отходы собирать раздельно и превращать их в биогаз и компост;
- непищевые отходы, непригодные для переработки в настоящее время, сложить аккуратненько до лучших времен, а она, свалка, уж так и быть, бережно сохранит их, учитывая интересы нынешнего и будущих поколений, до нового скачка научно-технического прогресса.