Видеоблогер Олег, говорящий без акцента по-русски, живет в Германии с 1994 года (если я правильно понял, он из Казахстана). Прошлым летом впервые побывал в России, в Калининградской области. Но не только рассказал о том, с чем там столкнулся — и о плохом, и о хорошем, но и сравнил с родной теперь уже Баварией (ролик в конце). Как мне показалось, объективно.
Из плохого: таможенники и пограничники неулыбчивы, мало туалетов, парковок, неудобные для езды булыжные мостовые.
Мне приходилось бывать в Калининграде, могу засвидетельствовать: булыжные мостовые там и правда не редкость. И когда по ним едешь, действительно слишком трясет. Но что с этим делать, неясно: местные власти, похоже, не решаются изменить исторический облик бывшей Восточной Пруссии. Что объяснимо.
Надо отдать рассказчику должное, он это понимает. Просто отмечает дискомфорт.
Я намеренно долго не останавливаюсь на замеченном им негативе — так же, как и сам блогер, хотелось бы поговорить о хорошем. Замеченные им недостатки воспринимаются легко, без обычной для нас подозрительности. Я, например, просто принял их к сведению, тем более что всё исправить довольно легко.
О позитиве, который отметил немецкий турист, хочется поговорить не только из-за вечного спора с либералами и украинцами о том, меняется жизнь в России к лучшему или нет. Я вдруг поймал себя на мысли, что удивляюсь его удивлению. Видимо, привык к хорошему.
Олег поражен нашей мобильной связью. По его словам, Германию мы обогнали лет на десять. Не знаю, может, и так. Мы, пользующиеся смартфонами-айфонами ежедневно, вряд ли об этом задумываемся. Скорее, сами недоумеваем: а что, может быть как-то иначе?
Оказывается, может. Однажды мне попалось в сети высказывание одного молодого лондонца о развитии интернета в России (сейчас вряд ли уже разыщу ссылку, придется поверить мне на слово). Уже в аэропорту, после недели, проведенной в Москве, он с унылой улыбкой пошутил: «Возвращаюсь в страну третьего мира».
Скажу честно, прилива гордости у меня его высказывание не вызвало. Наверное, потому, что не знаю, чем отличается 4G от 3G. Хотя и понимаю, что четыре больше трех. Значит, наверное, 4G лучше.
У меня безлимитный тариф на интернет. А по признанию Олега, такого тарифа в Германии нет вообще. По-моему, это я должен удивляться, а не он.
Восторги немецкого туриста вызвали детские площадки. Так и не догадался, что он имел в виду — все эти качели-карусели, которые стоят у нас во всех дворах и скверах, что ли? Олег с завистью прокомментировал: «Ребята, в Германии это все только за деньги. Вы не представляете, сколько для вас делается».
Он прав, конечно, — не представляем. По-видимому, вообще не знаем, как живет современная Европа. И упорно путаем туризм с эмиграцией.
Олег еще много о чем рассказывал — о чистоте, о стройках, о магазинах. Но дороги, согласитесь, всегда оставались визитной карточкой государства. Если они хорошие, если строятся и ремонтируются, значит, у власти: а) есть деньги и б) их не воруют.
Разумеется, второй пункт спорный — чиновники не могут не красть. Причем, везде, а не только в России. Весь вопрос в том, с чего крадут, с прибылей или с убытков.
То есть, если выделенные на строительство дорог деньги украдены полностью — воруют с убытков: нет ни дорог, ни денег. Так происходит на Украине, что нам до боли знакомо, потому как лет двадцать назад также беззастенчиво крали и у нас.
Если же дорога есть, а чиновник каким-то способом (самый распространенный — поручить выполнение госзаказа знакомому предпринимателю за откат) отщипнул толику, то, соответственно, он украл с «прибыли». Разница, согласитесь, существенная. Ибо дорога — вот она, и я по ней еду.
Однако я бы не хотел развивать тему нравственности. Сейчас разговор о результате, а не о процессе. Тем более, уголовном.
По наблюдениям Олега, дороги в Калининградской области лучше, чем в Германии. Что, опять же, удивило не только его, но и меня — сказывается въевшееся куда-то под кожу низкопоклонство перед Западом.
И я решил посмотреть повнимательнее, что произошло за последние несколько лет. Все же одно дело собственные впечатления и другое дело — статистика.
По данным Росстата, с 2006 по 2016 гг. «Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения» в Российской Федерации выросла с 700 тысяч километров до 1 500 тысяч. Очень существенный скачок.
Но есть и другой любопытный показатель: «Доля автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям». В 2008 году она составляла 39,9 %, в 2016-м — 46,5 %. На мой взгляд, говорит это о том, что требования к качеству стали гораздо строже.
Если же брать конкретно Калининградскую область, то в 2008 году эта доля составляла всего 4,5 %. Похоже, в то время контролирующие органы качество устраивало. Но в 2016 году они вдруг стали на порядок требовательнее: доля плохих, с их точки зрения, дорог выросла до 41,5 %. При том, что за это время построено 2,5 тыс. километров новых магистралей.
Похоже, немец Олег настроен куда благожелательней, чем наши контролеры.
Дорог строится много, это заметно невооруженным глазом. Если же его «вооружить» косвенной статистикой, то мы получим еще один показатель: грузооборот автотранспорта вырос со 153 млрд тонно-километров в 2000 году до 235 в 2016-м. Я бы сказал, строительство дорог едва поспевает за нашими предпринимателями.
В общем, наблюдения Олега, побывавшего только в одном регионе, подтверждаются. Побывать бы ему и в других местах — в Краснодарском крае, на Северном Кавказе, на Волге, не говоря о Москве или Питере. Так сказать, для полноты картины.
И последнее, из собственных ощущений.
Знаете, что меня больше всего удивило в реакции украинцев на строительство Крымского моста? Нет, не их забавные умствования по поводу границ геотектонических платформ, между которыми нельзя вбить сваи — об этом я уже писал. Меня поразила их уверенность в том, что мост не построят, потому что все выделенные миллиарды разворуют друзья Путина, что он вообще нужен исключительно для гигантского распила и ни для чего другого.
Я вот ни разу не усомнился, что объект сдадут в срок. Что в этом такого уж невероятного? У нас постоянно разрезаются какие-то ленточки — то тоннель откроют, то новую развязку, то дорогу. То на Урале, то в Сибири, то в европейской части страны и даже на Чукотке. Открывают без всякой помпы, без освещения на федеральных каналах. Кому интересные повседневные события местного значения?
Но украинцы, конечно, судили по Украине. Они просто не представляют, как много построено и постоянно, вот прямо сейчас, строится в России дорог, мостов, эстакад, развязок. Им бы покататься недельку-другую хотя бы по нашим ближним к ним областям — Ростовской, Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской, посмотреть своими глазами на те изменения, которые у нас уже произошли и еще произойдут.
Олег из Германии покатался и остался доволен. Украинцы же, уверен, по понятным причинам расстроятся.
Ну а мы… А мы просто так живем, не замечая разницы между Россией и Баварией. Даже не подозревая, что кое в чем Бавария осталась далеко позади. Не говоря об Украине.