С очередной реформой пенсионной системы надо понимать четыре момента.
Первое. Это не реформа. Это решение бухгалтерских задач Правительства по некоторому сокращению межбюджетных трансфертов ПФР за счет снижения притока новых пенсионеров.
Реформа пенсионной системы могла бы выглядеть так: граждане, с накопительной пенсионной системой у нас один черт ничего не получилось - мы ликвидируем ПФР, потому что это какая-то очень странная прокладка на 100 с лишним тысяч столоначальников между бюджетом, получателями выплат и плательщиками взносов, не морочим людям голову, вводим универсальный подоходный налог в размере 35%, 13% из которых остаются на уровне муниципальных образований и субъектов федерации, а 22% идут в федеральный бюджет на весь тот социал, которым занимался ПФР, из них же финансируются ФСС и ФФОМС.
Существование ПФР и странной системы “страховых взносов” ничего, помимо роста стоимости фискального администрирования и сохранения красивой цифры “13% - подоходный налог” не приносит.
Ликвидировав эту настолько же затратную, насколько бессмысленную в нынешнем виде систему - можно и пенсионный возраст поднять.
Второе. Это снова попытка выдать системную проблему за какой-то форс-мажор. Демография - штука довольно прогнозируемая. Грядущая проблема вполне осознавалась еще первым путинским Правительством - кабинетом Касьянова и даже, криво-косо, но была решена в 2002 году, уже в 2022 году мы могли получить первых женщин 1967 года рождения, пенсия которых сформирована из собственных страховых взносов. Если бы всякий раз не оказывалось, что текущая конъюнктура бесконечно важнее долгосрочной стабильности. Яичко били-били, формулу меняли-меняли и в период 2013-2015 годов фактически ликвидировали, вернув систему к распределительной, невозможность содержания которой была очевидна 18 лет назад.
Третье. На что все обратили внимание уже: совершенно не ясно, что предполагается делать со всем тем выводком “спецпенсий”, доставшимся нам с советской власти. Все силовые ведомства, вся судебная система, федеральные государственные служащие - миллионы людей, существующие в параллельной пенсионной действительности, с ранним стартом и повышенным объемом выплат.
Четвертое. Вишенка на торте - объявление о планах в день открытия ЧМ по футболу, чтобы утонуть в спортивных новостях. Что к теме не относится, но стиль политического режима характеризует.