Победа (первого этапа) Армянской революции 2018 г. закономерно ставит на повестку дня вопросы о том, в какой степени ее успех может быть повторен в России, при каких условиях это может произойти.
Особенную пикантность сопоставлениям Армении с Россией (или России с Арменией) представляет тот факт, что С.Саргсян потерпел фиаско при попытке буквального повторения в Армении т.н. «путинско-медведевской рокировки», какая в России была осуществлена без каких-либо заметных проблем. Почему Саргсян провалился там, где Путин даже не поскользнулся?
Что общего у нынешних Армении и России?
1. Обе страны – постсоветские, с большим числом унаследованных от коммунистического режима социальных, экономических, идеологических черт.
2. Обе страны – политически несвободны, политические режимы в обеих странах являются авторитарными.
3. У обществ в обеих странах нет длительного исторического опыта жизни в условиях либеральной демократии.
4. В обществах обеих стран главной конфессией является не западное христианство, а восточное православие.
5. Исторически общества обеих стран с симпатией относятся друг другу, оба государства являются военно-политическими союзниками.
6. Идеология осажденной крепости является популярной в обоих обществах, причем в Армении (в отличие от России) в гораздо большей степени обоснованно.
7. Положение и роль Республиканской партии в Армении отчасти напоминает положение и роль партии «Единая Россия» в России.
8. Общества обеих стран достаточно милитаризованы, значительную часть своего независимого существования обе страны провели участвуя в военных конфликтах.
9. Роль военных и в целом силовиков в общественной и политической жизни высока, многие представители силовой элиты занимали и продолжают занимать высокие посты в органах законодательной и исполнительной власти.
10. Общественный статус Сержа Саргсяна в Армении как одного из ключевых организаторов победы страны в Карабахской войне может быть сопоставлен с общественным статусом Владимира Путина, которого российские СМИ представляют в качестве главного организатора побед во второй чеченской, российско-грузинской, российско-украинской, сирийской войнах.
Что называется, но, похоже, не является существенными причинами Армянской революции?
1. Рядом экспертов одной из причин революции называется нетерпимость армянского общества к высокому уровню коррупции. Уровень коррупции в Армении высок, но ситуация в России еще хуже. По данным Transparency International, в 2017 г. по индексу восприятия коррупции Армения находилась на 107-м месте в мире, Россия – на 142-м.
2. Некоторые наблюдатели называют причиной революции экономический кризис и падение уровня жизни. Это действительно так, но ситуация в России хуже. За последние три года частное потребление на душу населения в Армении упало на 9,7%, в России – на 12%.
Что отличает нынешнюю Армению от нынешней России и что, похоже, стало существенными причинами, способствовавшими победе революции?
1. В отличие от России Армения – мононациональная страна. Общественное восприятие того, что морально приемлемо, а что – нет, является гораздо более единообразным, чем в полиэтнических и мультиконфессиональых обществах, что обеспечивает существенно более высокую степень политической мобилизации.
2. В отличие от России большинство населения Армении четко представляет себе, где заканчиваются границы собственно Армении. Угроза «распада страны» в уловиях демократизации и либерализации политической жизни отсутствует и в практическом и в пропагандистком планах.
3. В отличие от России политический режим в Армении является хотя и авторитарным, но намного более мягким, чем в России. По данным Freedom House, в 2017 г. Индекс политических прав в Армении был равен 5, в России – 7, Индекс гражданских свобод в Армении – 4, в России – 6.
4. Длительность существования несвободного политического режима в Армении составляет 10 лет (с 2008 г.), в России – 14 лет (с 2004 г.). Следует отметить еще раз, что армянский авторитарный режим в течение этих 10 лет был более мягким, чем российский в течение последних 14 лет.
5. Центральные позиции в авторитарном режиме в Армении занимают(ли?) военные (милитократия), в России – сотрудники спецслужб (полисократия).
6. Результаты президентских и парламентских выборов в Армении никогда не фальсифицировались в таких масштабах, как это делалось и делается в России, по крайней мере, в течение последних 18 лет.
7. В парламенте Армении значительные позиции всегда занимали и по-прежнему занимают представители настоящих, не игрушечных, оппозиционных партий. Именно они возглавили движение протеста, и именно они в качестве легитимных представителей народа им были поддержаны.
8. Важную роль в победе революции сыграла армянская диаспора, занявшая жесткую антисаргсянскую позицию. Численность армян за пределами Армении (9-11 млн.чел.) в 3-4 раза превышает население республики (около 3 млн.чел.), ее экономический потенциал многократно превышает ресурсы страны, гранты и субсидии от диаспоры в последние 10 лет составляли 13,5% ВВП Армении, мнение диаспоры весьма значимо во внутриполитической дискуссии в стране.
9. Серж Саргсян является представителем карабахского клана силовиков, сыгравших ключевую роль в победе Армении в Карабахской войне, однако в условиях затянувшегося перемирия засилье карабахцев во власти с точки зрения армян собственно Армении несколько затянулось.
10. Рейтинг политической поддержки собственно С.Саргсяна (39%, опрос Гэллапа, март 2017 г.) последние годы заметно уступал рейтингам других армянских политиков, в частности, рейтингу Г.Царюкяна (73%), а также бывшего премьер-министра Карена Карапетяна (72%), которые пользуются в стране широкой поддержкой. Неудивительно, что именно К.Карапетян вчера был назначен временно исполняющим обязанности премьер-министра.
11. Среди публично заявленных претензий протестантов практически не было лозунгов, связанных с уровнем жизни и уровнем коррупции. Главным их требованием был уход С.Саргсяна по политическим и морально-этическим причинам: «Довольно!»
12. Массовые протесты в Армении в последние несколько дней переросли практически во всеобщую забастовку с перекрытием основных транспортных магистралей и массовой кампанией неповиновения властям.
13. На демонстрации протеста в Ереване в последние дни выходило по 60-100 тыс. человек, в воскресенье 22 апреля – 160 тыс.чел. В перерасчете на отечественные пропорции это означало бы выход на улицы Москвы 700-1200 и 1900 тыс.чел (в случае московских пропорций) и 2,9-4,9 и 7,8 млн.чел. (в случае применения российских пропорций).
14. Последней иголкой, сломавшей шею авторитарному верблюду, стал переход на сторону восставших армянского миротворческого батальона и участие его военнослужащих в шествии протестантов по улицам Еревана.
15. Наконец, отказ самого С.Саргсяна применить силу и открыть огонь против демонстрантов, его пусть и вынужденный, но самостоятельный уход в отставку, сопровожденный беспрецедентным личным заявлением, позволяет отнести его к ряду таких относительно «мягких» авторитарных лидеров, как В.Ярузельский, Я.Кадар, Э.Хонеккер, Г.Гусак, Т.Живков, Л.Кучма, Э.Шеварнадзе, С.Милошевич. По своим личным качествам он принципиально отличается от таких «жестких» авторитарных лидеров, как Н.Чаушеску, С.Хусейн, М.Каддафи, Б.Асад.
Некоторые уроки Армянской революции и ряда других революций для России
1. Как показала Армянская революция 2018 г., так же, как и примеры восточно-европейских революций 1989 года, сербской (2000 г.), грузинской (2003 г.), двух украинских (2004 и 2014 гг.), двух киргизских (2005 и 2010 гг.) революций, ни экономическая ситуация, ни уровень коррупции не являются их непосредственными причинами.
2. Наличие доступа оппозиции к традиционным каналам СМИ (телевидение, радио, печать) является важным, но не решающим фактором.
3. К числу важнейших факторов успеха революции относятся:- наличие организационных структур граждан;- наличие легитимных представителей граждан в органах власти на национальном, региональном, местном уровнях;- в случае отсутствия возможностей избрания представителей граждан в официальные органы власти формирование органов гражданской оппозиции, обладающих альтернативной легитимностью;- раскол правящей элиты;- наличие у оппозици определенных финансовых ресурсов;- массовый характер протестных акций (в случае России – измеряемый, как минимум, несколькими миллионами участников);- переход на сторону оппозиции части силовиков.
4. Предварительным условием победы демократической революции в России является принципиальный отказ российского общества от имперского характера государственного устройства и готовность с получением (предоставлением, приобретением) государственной независимости теми народами, какие выскажутся в пользу такой независимости.
5. В случае, если оппозиция сталкивается с жестким авторитарным политическим режимом и имеет дело с жестким авторитарным политическим лидером (подобным Чаушеску, Хусейну, Каддафи, Асаду), кампания ненасильственного сопротивления по бархатно-оранжевому варианту не имеет шансов на успех, а мирный переход к власти к оппозиции и создание свободного политического режима оказываются невозможными (см. примеры Румынии, Ирака, Ливии, Сирии). В таком случае либо оппозиция отказывается от целей перехода общества к демократическому политическому режиму, либо же она оказывается вынужденной применять другие инструменты для достижения этой цели.