Сегодня в рамках фестиваля «Черешневый лес» в МХТ имени Чехова играют первую в этом сезоне премьеру на большой сцене -- «Пиквикский клуб» в постановке Евгения Писарева. Корреспондент Infox.ru Алла Шендерова побывала на генеральном прогоне.
После постановки кассовой комедии Кена Людвига «Одолжите тенора», уже лет пять собирающей аншлаг в Театре имени Пушкина, Евгений Писарев стал считаться мастером комедий. Потом были мхатовские «Примадонны» -- менее смешные, зато с удачными актерскими работами. По ходу действия Юрий Чурсин и Дмитрий Дюжев с явным удовольствием преображались в заезжих комедианток и рассекали по сцене в женских платьях. Однако виртуознее всех играл Михаил Трухин: зритель прямо-таки охал, когда невыносимая старуха миллионерша вдруг оказывалась молодым мужчиной…
Ровно год назад в МХТ вышел «Конек-Горбунок», после которого Писарев стал считаться мастером по части спектаклей для семейного просмотра. Знаменитую сказку Ершова переписали братья Пресняковы. Переписали, надо сказать, не ахти -- налета пошлости не затмили даже остроумные песни Алексея Кортнева. Зато «Конек» был прекрасно оформлен: над сценой летал настоящий самолет, по сцене плавала рыба-кит, а Царь-девица (Ирина Пегова) выезжала-выплывала на чем-то вроде моторной лодки. Смысл происходящего улавливался с трудом, но танцевала и пела мхатовская молодежь отменно, за что и получила недавно «Золотую маску» в номинации «Лучший мюзикл».
Великий утешитель
«В кризисные времена как раз и нужны такие вот толстые, нелепые и несгибаемо-порядочные добряки, как диккенсовский мистер Пиквик», -- считает Евгений Писарев. Сетует, что нельзя было назвать спектакль «В поисках радости» или «Спешите делать добро» -- в духе старых советских пьес.
Словом, ставя роман Диккенса, режиссер снова хотел сделать всем хорошо и весело. Так бы и вышло, так даже почти и вышло. Одна беда: «Пиквикский клуб», хоть в нем и много музыки (Писарев переносит действие в середину ХХ века, а фоном к происходящему служат стилизованные под старину песни битлов), все же не «Конек-Горбунок». То, что в мюзикле смотрелось бы естественно, в драме кажется наивной плюсовкой. Актеры так тщательно и доходчиво изображают прекраснодушных помещиков, ленивых слуг, благородных путешественников и не менее благородных пройдох, словно играют на сцене ТЮЗа. И даже битловская «Yellow Submarine» в исполнении скрипок кажется сладкой детской песенкой.
Встать, суд идет
Можно допустить, что излишняя наивность и веселье заложены в самом тексте. Евгений Писарев не стал заново перекраивать двухтомный роман Диккенса в пьесу, а воспользовался инсценировкой 1930-х -- ее сделала Наталия Венкстерн, позднее к тексту приложил руку Михаил Булгаков, сыгравший в знаменитом мхатовском спектакле маленькую роль президента суда. И за это, по легенде, получивший похвалу самого Станиславского.
Изысканно-смешной и элегантный спектакль Виктора Станицына (он вышел в1936-м) вошел в театральные предания. Сегодня не так легко оценить, каким он был на самом деле, однако остались фотографии. Конечно, не стоит сравнивать, но и без всяких сравнений видно, например, что сцена суда над мистером Пиквиком, которого продажные адвокаты принуждают жениться на оборотистой квартирной хозяйке, в нынешней постановке превратилась в лихой балаган.
Автобус, сэр!
Зато в спектакле много отличных постановочных решений: путешествуют пиквикисты не в кэбе, а в красном двухэтажном автобусе, разъезжающем по мхатовской сцене и срывающем самые громкие аплодисменты; яркий, как летнее небо, голубой задник по мановению руки художника Зиновия Марголина превращается в карту Англии, а фоном для лирических сцен становятся целое стадо игрушечных овечек и аппетитные стога сена, среди которых разворачивается роман остряка Сэма Уэллера (Михаил Трухин) и юной служанки Мэри (Светлана Колпакова).
В этом «Пиквикском клубе» вообще масса обаяния. Плюс несколько точных комических типажей: тот же Сэм Уэллер Трухина и не менее великолепный Джингль, для которого Юрий Чурсин придумал экстравагантный и точный рисунок роли, сыграв современного вороватого хипстера. А еще оборванец Троттер Павла Ворожцова, гнусаво распевающий «Блажен муж», пока руки сами собой тибрят все, что плохо лежит.
Мистера Пиквика сыграл Александр Феклистов, вернувшийся в МХТ после десятилетнего отсутствия. Играет вроде бы хорошо. Но, как и положено хорошему актеру, не позволяет себе выбиваться из общей тюзовской эстетики. Наверное, поэтому его Сэмюэл Пиквик от сцены к сцене все более походит на телеперсонаж Павла Любимцева. Да и само путешествие ученых-пиквикистов, решивших изучить свой край, сильно напоминает театральную версию «Путешествий натуралиста». Тщательно организованную суету, которая вот-вот прервется очередной рекламой.