Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

09:14
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Амели с простреленным черепом

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Человек с пулей в голове стравливает оружейных магнатов в фильме «Неудачники». Его снял Жан-Пьер Жене, которого все знают по «Амели», некоторые ценят за «Чужих 4», а самые сведущие боготворят за «Деликатесы» и «Город потерянных детей».

Этим фильмом Жан-Пьер Жене сделал самому себе подарок. Приятно, когда хороший режиссер может себе такое позволить. О зрителях он тут, по большому счету, заботится очень мало. Чтобы досмотреть «Неудачников» до конца, вы должны быть, во-первых, большим ценителем Жене. А во-вторых, несколько старомодным киноманом, чтобы встретить эту мимолетную (но при этом полнометражную) зарисовку умилительной улыбкой, а не раздраженными плевками.

Признав для начала, что это далеко не шедевр в фильмографии Жене, да, собственно, таковым явно и не задумывался, от картины можно получить массу приятных ощущений. Сюжет прописан весьма пунктирно и напоминает площадную кукольную пьесу. Одному дядьке по имени Базиль, работавшему в видеопрокате и любившему фильмы с Хэмфри Богартом, случайно попала в лоб пуля. Хирург, подкинув монетку, решил пулю не удалять. Если ее вынуть, наш герой станет овощем, но проживет долго. Если оставить, его личность сохранится, но смерть может поджидать за каждым углом. Выписавшись из больницы, страдалец тут же теряет квартиру, работу и даже личные вещи. За неимением лучшего он становится уличным артистом. Его подбирает и привечает банда клошаров, расположившаяся в живописных мусорных катакомбах под мостом. Собирая хлам по помойкам, Базиль продумывает план мести. Когда-то в Африке его отец погиб от мины, произведенной большой оружейной корпорацией. Пуля, сидящая в башке Базиля, произведена аналогичной корпорацией-конкурентом. И теперь нищие маргиналы во главе с Базилем решают поставить торговцев смертью на место.

Не думайте только, что принципиальный Жене сделал суровую антимилитаристскую агитку. Он пинает оружейников, как Полишинель – Панталоне. Производители боеприпасов в данном случае всего лишь отвечают за лицемерие глобального мира. Они в этом смысле – самая удобная мишень. Жене же выступает на стороне кукольных кустарей-антиглобалистов, обитающих в мусорном подполье. Среди них: бывалый уголовник, над которым заела гильотина, после чего его помиловали; «мамаша»-кухарка; человек-рекордсмен, состоящий из стальных протезов; этнограф, кажется, из Конго, который так увлечен изучением французского, что разговаривает только идиомами (переводчик, прописывая его реплики, получил не только головную боль, но и большое удовольствие); девочка-калькулятор, которая вычисляет все на свете быстрее любого компьютера; влюбчивая гуттаперчевая женщина, похожая на мима; и улыбчивый изобретатель чудных и бессмысленных механизмов, в котором легко угадывается сам режиссер. «Неудачники» – для них не совсем подходящее слово, скорее уж -- «недотепы». Превратить клошара в супергероя – сама по себе симпатичная затея, которая исчерпывающе реализована в сцене полета из пушки, как и все хорошее в этом кино, подобранной где-то на свалке.

Принципиальным противостоянием для Жене здесь является вовсе не пацифизм\милитаризм. Для него гораздо важнее война вещей мертвых и живых, мертвого кино и живого. Глубоко он копать не собирается. Все новое, отформованное стандартами, как среди вещей, так и в кино, ему противно, а мусорные раритеты он бережно собирает и хвастается ими с детской непосредственностью. Он, как его герои в ржавом хламе, роется в старом кинематографе и выуживает из него то немую чаплинскую репризу, то американский нуар, то старую французскую комедию в духе Фернанделя. Не отказывает себе залезть в кладовку и собственной фильмографии, чтобы вытащить оттуда пару особо полюбившихся приемчиков, сдуть с них пыль и гордо предъявить публике. На противоположном фронте – напыщенный современный боевик, холеный голливудский триллер и прочая глянцевая гадость. Сталкивая жанры и стили, он любуется одними и подтрунивает над другими, позволяя кучке клоунов, не считаясь со здравым смыслом, утереть нос пафосным мерзавцам.

Ким Чен Ын заявил, что США и КНДР близки к термоядерной войне
Реклама