В Москве проходит пятый фестиваль действительного кино «Кинотеатр.doc». Действительного -- в смысле настоящего, в котором невероятные сюжеты задает сама жизнь, а героями и злодеями оказываются обычные люди. По большому счету мы все.
Первый «Кинотеатр.doc» прошел пять лет назад, и, как замечает его программный директор режиссер Борис Хлебников (он и культуролог Алена Солнцева, собственно, и есть вся отборочная комиссия фестиваля), за это время конкурс изменился. Фильмов не только стало больше (в этом году, например, было прислано более 100 работ), они стали другими. «Как мне кажется, это изменения в лучшую сторону, -- говорит Хлебников. -- Вначале режиссеры старались найти какую-нибудь экзотическую тему или героя: ну, к примеру, безрукий художник, рисующий ногами. Сейчас, слава богу, почти отказались от внешних сенсаций в пользу простых на первый взгляд историй: стали смотреть внутрь, в глубину».
Ушли в глубину
Обыденная жизнь оказывается изощреннее любой фантазии.
Например, «Дорогой стол» (реж. Анджела Абзалова). Фильм про то, как женщина купила стол: большой, дорогой, инкрустированный -- совсем не по карману, зато как хорошо за ним соберется вся дружная семья. И вот он, многоуважаемый стол, стоит на почетном месте, и за ним разворачивается по-настоящему драматическая история: дочери пилят мать за эту дурацкую покупку, мать ругается на дочерей, которые портят дорогую полировку горячими чашками. «Получилась абсолютно чеховская история. Я вообще не представляю, как автору это удалось сделать», -- замечает программный директор.
Удивил и фильм с подозрительным названием «Пошто, маловерная» (реж. Матвей Трошинкин). История взаимоотношений мальчика с синдромом Дауна, сына священника, и его матери рассказана до того светло и органично, что вместо предсказуемого пафоса и приторности получилось неожиданно легкое, остроумное, если не сказать смешное, кино. «Режиссер совершил чудо потому, что сделал так, что зритель не чувствует угрызений совести, когда смеется над этим, -- говорит Борис Хлебников. -- Вообще, задача выполнена, когда на какой-то минуте мы перестаем думать, что перед нами специально выбранный режиссером герой: гастарбайтер или мальчик-даун, а начинаем следить за судьбой человека».
Без стекла
Особенность настоящего документального кино (в отличие от того, что показывают частенько по телевизору) в том, что автор не просто снимает историю, он живет вместе с героями. Это 15 минут перед камерой можно притворяться, быть милым, умным и действовать по каким-то правилам. Но люди рано или поздно перестают обращать внимание на оператора и начинают вести себя по-настоящему. Вот здесь-то и открываются настоящие глубины и повороты, которые не могли предположить ни режиссер, ни действующие лица.
Например, фильм «Приемные» (реж. Юлия Агафонцева) сначала планировался как ода героической женщине, которая стала матерью двум приемным детям. Но в жизни все не так ведь гладко. В результате получилась тяжелая история трех чужих людей, которые с трудом пытаются полюбить друг друга: скандалы, разочарования, отчаяние.
А в фильме «Благие намерения» (реж. Наталия Мещанинова) уютная пастораль превращается в настоящий эшкн. Городской житель, выйдя на пенсию, решил уехать в глухое, затерянное в горах село и сеять там разумное, доброе и вечное. Не желающие перевоспитываться местные жители выгоняли просветителя с ружьями.
«У нашего фестиваля нет задачи вскрыть язвы общества, поднять какие-то злободневные проблемы, -- подчеркивает Борис Хлебников. -- Просто разные люди -- профессионалы и любители -- снимают то, что их искренне волнует».
Россия-88
Кроме конкурсной программы, куда в этом году вошло 27 фильмов, на фестивале «Кинотеатр.doc» представлена мощная международная программа и несколько важных внеконкурсных показов. Непростой фильм Петра Шепотинника «Лирика» об Андрее Вознесенском -- о том, «как рождаются стихи», и о том, как стареют поэты.
Фильм Павла Бардина «Россия-88» -- антифашистское кино про русских молодых фашистов, стилизовано под реальные ролики, которые выкладывают националисты в интернете. Картину мало кто пока видел, но она уже обзавелась отдельной внеэкранной судьбой, странной, почти детективной. Ходят истории о каких-то запретах с самого верха, звонках и угрозах. Журналисты рассказывают, как издания, одно за другим, снимают интервью с создателями фильма. Но при этом нельзя не заметить, что про фильм все равно много пишут, его показывают уже третий раз за последние две недели. Так что нельзя исключать, что скандальный фон - это лишь следствие грамотного пиара. Чтобы во всем разобраться, на показ приглашены виновники шума, которые и должны растолковать свою позицию.
А вообще, и сама картина «Россия-88», и вся история вокруг нее прекрасно подходят для фестиваля действительного кино. И красиво иллюстрируют простую мысль, что искусство не только заимствует у жизни фактуру, но и само подбрасывает обратно, в реальность, захватывающие сюжеты.