Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:06
Москва
23 ноября ‘24, Суббота

«Весенняя эйфория» научит мечтать

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Мечтатели, идеалисты, нонконформисты, люди с нетрадиционной ориентацией — таковы герои картин, которые со 2 по 8 апреля будут показаны в кинотеатре «Ролан». По традиции куратор кинофестиваля «Эйфория» кинокритик Андрей Плахов находит к очередному сезонному показу лучшие, на его взгляд, новые фильмы, которые выйдут ограниченным прокатом. Как всегда они объединены какой-то темой. Подзаголовок «Весенней эйфории» позаимствован из одноименного фильма Василия Шукшина -- «Странные люди».

Это фильмы о том, как люди, в разной степени странные, с различным успехом пытаются сделать данную им реальность хоть немного пригодной для жизни. Одни подменяют ее  декорацией, другие уходят в иную, параллельную реальность или подстраиваются к той, что есть, или, ценой даже собственной жизни, бросаются ее исправлять, пытаясь привести в соответствие со своими представлениями о счастье и справедливости.

Быть Чарли Кауфманом

Программа показовКинофестиваль «Весенняя эйфория» пройдет со 2 по 8 апреля в кинотеатре «Ролан».
Откроет фестиваль фильм, который в российском прокате получил странное название -- «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Хотя ничего общего с легендарным тезкой 1977 года он не имеет. Оригинальное название картины звучит как «Synecdoche, New York». И первое слово в нем гораздо важнее, чем второе. Собственно Нью-Йорк здесь выступает как раз этой самой «синекдохой», то есть некой заменой, как говорят филологи, «называнием целого через его часть или наоборот». Слово показалось сложным -- в интернете можно найти ролик, где разные люди пытаются произнести: «си-нек-доха». Видимо, после этого прокатчики решили пожалеть российского зрителя. Его язык, но не разум. Ибо сохранить ясное сознание до конца сеанса сможет далеко не каждый. Любитель филологических терминов и психиатрических загадок, Чарли Кауфман известен прежде всего как самый безумный сценарист Голливуда. Вспомнить хотя бы его «Быть Джоном Малковичем» и «Вечное сияние чистого разума». Но на этот раз он выступил еще и режиссером. Ничем не ограниченные фирменные кауфмановские абсурд и фантасмагория усилились многократно. Главный герой (в исполнении депрессивного Филипа Сеймура Хоффмана) задумывает мегапостановку. В гигантском ангаре он строит декорацию -- копию Нью-Йорка практически в натуральную величину. И втягивает в свою сумасшедшую авантюру кучу народа. К концу уже невозможно понять: актеры играют в жизнь или жизнь становиться пьесой в театре абсурда.

Гениальная простота

Совершенная противоположность «Нью-Йорка» -- последний шедевр Клинта Иствуда «Гран Торино» («Gran Torino»). Если Кауфман сложным языком рассказывает, по сути, о простых вещах, то Иствуд, напротив, с помощью простого, тысячи раз обыгранного сюжета открывает такие бездны человеческой души, что остается только диву даваться. Как это у него получается?

Уолт Ковальски, ветеран Корейский войны, автомеханик на пенсии (в исполнении самого Иствуда) по-стариковски ворчливо и однообразно доживает отмеренный век. Его никто особо не любит, да и он ни к кому не привязан, если не считать собаки и раритетного форда «Гран Торино». Но жизнь Ковальски — хоть убогая, но тщательно сконструированная, меняется, когда в ней появляется 16-летний подросток Тао из семьи вьетнамских переселенцев, живущих по соседству, которого местная бандитская группировка заставляет украсть машину Ковальски. Ветеран, простив парня, становится защитником его и его семьи.

Он изменил мир

Еще один звездный фильм припасен на закрытие «Эйфории». Это выдвинутый по восьми номинациям на «Оскар» биопик «Харви Милк» («Milk») режиссера Гаса Ван Сента. В нем пересказана документальная история о первом в Америке политике-гомосексуалисте, открыто заявившем о своей ориентации. Борец за права геев и лесбиянок в исполнении Шона Пенна выглядит столь эмоционально-притягательно, что поневоле начинаешь верить в утверждение, что «этот человек изменил мир». За эту роль Шон Пенн получил «Оскар» и в своей речи на церемонии был последователен: «Думаю, для тех, кто голосовал за запрет однополых браков, это хорошее время посидеть и подумать... Гомофобы! Внуки вас не поймут!»

Другие виды мечты

Другие фильмы «Весенней эйфории» не столь громкие, но тоже очень симпатичные. Французская комедия «Я всегда хотел быть гангстером» -- про мечту. Три черно-белые новеллы рассказывают про бандитов-недотеп и смешно пародируют кинематографическую классику.

Еще две французские ленты: фривольная «Прекрасная смоковница» -- про забавную любовь между школьницей и учителем; и напротив, очень грустная «Цвет сакуры» -- про любовь несчастливую.

Самый трогательный и в то же время жизнеутверждающий фильм фестиваля -- «Слепая любовь» -- документальный сборник из Словакии, в котором рассказывается несколько прекрасных романтических историй про незрячих людей. Фильм получил Гран-при фестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске.

Совсем странные люди

И все было бы по-весеннему светло, если бы не русское вмешательство. В самый последний момент в идеально подобранную программу «Весенней эйфории», названную, как мы помним, организаторами «Странные люди», были внесены поправки. Сразу после «Слепой любви» нам обещают показать фильм, который тоже мог бы стать победителем «Духа огня». Да не стал. Поговаривают, что после звонка откуда-то «сверху». Антифашистская драма «Россия-88» режиссера Павла Бардина имела большой успех на Берлинском фестивале, а вот российская судьба этого фильма про скинхедов становится какой-то призрачной, и в воздухе пахнет скандалом. После сеанса планируется встреча с авторами и обсуждение картины – так что это не только редкий случай увидеть кино, которое едва ли пойдет в прокате и о котором теперь много говорят, но и попытаться кое-что для себя прояснить.

 

Западу следует помнить, что России есть, чем себя защитить – Володин
Реклама