Крупнейшие выставки из-за финансового кризиса перепрофилируют свои площади. Часть «Ленэкспо» станет катком, «Крокус Экспо» планирует сдавать выставочные площади под офисы. Но рынок офисной недвижимости тоже сокращается.
В условиях кризиса выживет тот, кто придумает что-то новое, или тот, у кого есть хорошие административные связи, полагает председатель Европейского отделения Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) и гендиректор выставочного комплекса «Ленэкспо» Сергей Алексеев. Среди последних -- ГАО «Всероссийский выставочный центр» (ВВЦ), «Экспоцентр», добавил он. «Мы же будем придумывать что-то новое. Планируем, например, сделать каток в одном из павильонов. Готовы принимать заявки на проведение фестивалей и конгрессов на территории «Ленэкспо», -- сказал Сергей Алексеев.
МВЦ «Крокус Экспо» тоже ищет способ бороться с кризисом. Выставочный центр планирует сдавать 20--30 тыс. кв. м своих выставочных площадей под офисы и постоянно действующие ярмарки. «Решение об этом было принято 13 января. До конца недели будем продумывать вопрос», -- сказал Infox.ru директор департамента организации выставок МВЦ «Крокус Экспо» Аркадий Злотников.
Идея отличная, считает руководитель отдела исследований рынка недвижимости Cushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko Денис Соколов. «Несмотря на то что в Москве существует избыток свободных офисных площадей, «Крокус Экспо» при умелом подходе сможет найти себе арендаторов. Это будет альтернатива офисам класса С. Банки в такие офисы вряд ли сядут, а вот маркетинговые и рекламные компании, чья деятельность связана с выставками, смогут», -- сказал аналитик.
Выставочный холдинг MVK, организующий выставки в культурно-выставочном центре «Сокольники» и «Крокус Экспо», борется с кризисом другим способом. В конце декабря холдинг предложил своим конкурентам, «недостаточно уверенно чувствующим себя на рынке», на 1-2 года передать свою выставочную деятельность MVK. Холдинг готов взять на себя процесс организации выставок, при этом право собственности останется у компании-партнера. «Мы поможем сэкономить деньги таких компаний и немного заработать себе», -- сказал заместитель гендиректора МVК Александр Квасников. По его словам, на предложение компании-конкуреты откликаются активно. «За четыре рабочих дня к нам поступило два звонка. Первая встреча намечена на 15 января», -- сказал Александр Квасников.
Антикризисные меры пока не принимает «Экспоцентр», наоборот, увеличивая площади. В ходе реконструкции 8-го павильона к общей площади комплекса прибавилось еще 18 тыс. кв. м. В прошлом эта площадь использовалась под склады, рестораны и магазины, прокомментировал руководитель пресс-службы «Экспоцентра» Аркадий Дидевич.
Торгово-промышленная палата России ранее опубликовала рабочий вариант «Предложений по преодолению кризисных явлений в экономике при организации выставочно-ярмарочных мероприятий»: ТПП предлагает правительству предоставить организациям -- производителям экспортной продукции, участвующим в международных выставках, дотации.
«Мы исходим из того, что такая практика есть в других странах», -- прокомментировал директор департамента выставок и ярмарок ТПП Игорь Коротин. В качестве примера он привел правительство Италии, которое компенсировало 80% затрат на участие своих фирм в одной из осенних выставок «Экспоцентра». «Поддержку могут получить производители хотя бы тех отраслей, которые государство собирается поддержать – строительная отрасль, ритейл, автопром, металлургия и т. д.», -- полагает Игорь Коротин.
Сергей Алексеев скептически относится к этой идее. «Наше правительство не пойдет на такие шаги, -- считает он. – Итальянская экономика ориентирована на экспорт, поэтому власти заинтересованы в поддержании положительного имиджа местных производителей за рубежом. Российская экономика, наоборот, ориентирована на импорт. Своего производства у нас не так много. Поэтому власти не будут поддерживать участие в международных выставках отечественных производителей», -- сказал Сергей Алексеев.
ТПП рассчитывает также совместно с профильными министерствами и ведомствами подготовить предложения по уменьшению налога на землю, занимаемую выставочными комплексами. Эта мера позволит снизить цену выставочных услуг. «Предложение фантастическое, но, тем не менее, в качестве временной меры оно может быть реализовано», -- сказал Игорь Коротин. По его оценке, налог на землю составляет до 20% от цены, которую компании платят за участие в выставке.