Впервые в России хирурги успешно трансплантировали трахею с использованием методов регенеративной медицины. Уникальная операция прошла в РНЦ хирургии имени академика Б.В.Петровского РАМН. О подробностях хирурги рассказали Infox.ru.
Методику реконструкции трахеи разработал профессор Паоло Маккиарини, руководитель Клиники Университета Барселоны и Клиники Карреджи Университета Флоренции. В Европе за три года проведены девять таких операций. Профессор Маккиарини представил свою методику в нашей стране и организовал стажировку российских хирургов в Италии. И вот результат – 7 декабря 2010 года операция успешно проведена в России.
Трахею вырастили внутри
Пациентка 25 лет после тяжелой травмы перенесла коматозное состояние, у нее развилось сужение трахеи. Орган сильно деформировался и фактически перестал выполнять свои функции. Четыре года девушка страдала от тяжелой дыхательной недостаточности, не могла нормально двигаться и практически не могла говорить. Она лечилась в медицинских центрах Израиля, Китая и США, но ее состояние не улучшалось. В России ей сумели помочь. Это произошло благодаря сотрудничеству российских ученых с Паоло Маккиарини. Для экономии времени каркас донорской трахеи доставили из Италии. Остальное сделали российские хирурги.
О методике проведения операции рассказал хирург, заведующий отделением РНХЦ профессор Владимир Паршин. По его словам, трахея пациентки находилась в абсолютно недееспособном состоянии, она настолько окостенела, что врачи с трудом вырезали ее.
Самая серьезная часть работы – это подготовка трансплантата. Каркас донорской трахеи тщательно очистили от клеток и убедились, что он не содержит белков-антигенов, которые могли бы вызвать отторжение органа. Затем его заполнили клетками пациентки, взятыми из костного мозга. Это недифференцированные клетки, которым в организме предстоит стать клетками дыхательного эпителия. В помощь им хирурги поместили внутрь трансплантата фрагменты слизистой оболочки трахеи пациентки. Они удерживаются внутри при помощи стента, который со временем рассасывается (рассасывающиеся стенты -- отечественного производства, их делают в Казани). И, наконец, в трансплантат вводят факторы роста и дифференцировки клеток. Остальное доделает сам организм, показал опыт проведенных в Европе операций.
Трансплантат подшивают пациентке вместо удаленной трахеи. Для дополнительного кровоснабжения и защиты от инфекций хирурги используют большой сальник. Его перемещают из живота в грудную полость и укутывают им прооперированную трахею.
Борьба за жизнь через границы
После операции прошло уже 16 дней. Девушка чувствует себя хорошо, свободно дышит, ходит и разговаривает, правда, пока еще шепотом. После четырех лет молчания ей еще придется поработать над голосом. Но главное – она может нормально жить.
Паоло Маккиарини высоко оценил работу российских коллег. «Все, что касается организации и хирургии, в этой операции было выполнено блестяще, -- сказал он журналистам. – Вообще отделение торакальной хирургии этого научного центра – одно из лучших в мире. Когда я этим утром вошел в палату пациентки, то был очень впечатлен возможностями регенеративной медицины. Она может сохранить жизнь тогда, когда другая терапия бессильна».
Маккиарини подчеркнул, что борьба за жизнь пациента происходила через барьеры, разделяющие страны. И это нормально: «Мы показали политикам и управленцам, что регенеративная медицина – это не бизнес, а наука. И эта наука спасает жизни людей». Он считает очень важным, что подобная высокотехнологичная медицинская помощь оказана в России.
Не заменять, но реконструировать
Первый вариант технологии, разработанный Маккиарини, предусматривал выращивание трахеи вне тела человека, в биореакторе. Но в дальнейшем специалисты решили отказаться от биореактора и использовать вместо него организм самого пациента. Причины такого решения профессор Маккиарини объясняет тем, что работа с культурой клеток и с биореактором более сложна и связана с определенным риском, например, занесения инфекции или ракового перерождения клеток. Поэтому она требует получения множества разрешений. А при усовершенствовании методики врачи не манипулируют клетками, и этот риск сведен к нулю.
По словам Маккиарини, он стремится, чтобы эта операция стала доступна любому пациенту, который в ней нуждается. «Использование клеток пациента – это базовая концепция технологии, -- объясняет директор РНХЦ профессор Сергей Дземешкевич. – Это можно сравнить с тем, как если бы мы взяли у человека кусочек вены из конечности и имплантировали его в сосуд сердца».
Клетки в законе
Сегодня, когда на обсуждение специалистов и общественности предложен федеральный Закон о клеточных биомедицинских технологиях, важно понять, попадает ли данная технология под действие этого закона. На вопрос корреспондента Infox.ru Владимир Паршин ответил отрицательно: «Трахея включена в органы, разрешенные для трансплантации, -- объяснил он, -- а поскольку мы не манипулируем клеточными культурами, а используем клетки костного мозга пациентки, то операция не связана с клеточными технологиями».
На регенеративную медицину врачи возлагают большие надежды. «Мы постоянно решаем вопрос, как уйти от пересадки органа, -- говорит Сергей Дземешкевич. – Наша цель – реконструктивная хирургия, которая максимально сохраняет орган пациента».
Как объясняет Маккиарини, регенеративная медицина состоит из двух частей: тканевая инженерия (именно к этой области относится данная операция) и клеточная терапия. В последнем случае нет нужды в трансплантации органов, только в трансплантации клеток. И мы в будущем будем стараться идти по этому пути, сказал профессор, но «если вы используете стволовые клетки неправильно, вы убиваете людей. Если вы используете их серьезно и грамотно, вы спасаете людей». Поэтому степень ответственности при работе с клеточными технологиями очень высока. Во всех странах Европы есть законодательство, которое регулирует все манипуляции с клетками, есть этические комитеты и экспертные советы, и любые действия требуют одобрения со стороны этих структур. Маккиарини убежден, что в этой области регуляция необходима.
Уникальная операция осуществилась благодаря финансовому и организационному участию Благотворительного фонда поддержки научных исследований «Наука за продление жизни». Как подчеркнул Маккиарини, деньги в мире есть, но чтобы все получилось, надо было это организовать, по кусочкам собрать необходимые детали и привлечь всех участников процесса. Сейчас в «листе ожидания» торакального отделения РНХЦ еще четыре пациента, которым требуется аналогичная операция. Один из них в крайне тяжелом состоянии. Остается пожелать, чтобы все остальные операции прошли так же успешно, как первая.