Музыка меняет восприятие текста. Старое слово, положенное на новую мелодию, воспринимается мозгом как новое.
Даже если человек не любит и не умеет петь, песня (то есть слова, положенные на музыку) все равно сопровождает его повседневную жизнь. Те, кто сами не поют, слушают поп , рок, фолк или оперу или смотрят фильмы, в которых звучат песни. И, наверное, все согласятся, что слова в песне воспринимаются не совсем так, как в разговоре, и даже не так, как в стихах. Песня придает им особенное восприятие.
Объективно изучить, как люди воспринимают слова и музыку в песне, решила команда американских и французских ученых из Флоридского атлантического университета (Florida Atlantic Unuversity), Средиземноморского института нейронаук (Institut de Neurosciences Cognitives de la Mediterranee) в Марселе и других институтов. Они поставили эксперименты, чтобы по поведению и по электрической активности мозга проверить, происходит ли восприятие слов и мелодии независимо или они взаимодействуют друг с другом.
Очень простая песня
В эксперименте, которые провели Рейна Гордон (Reyna L.Gordon) и ее коллеги, участвовал 21 испытуемый. Все -- мужчины и женщины молодого возраста, французы. Им дали послушать, собственно, даже не песни, а их простейшие элементы. Ученые подобрали 120 пар французских слов на три слога и 120 пар простейших мелодий, состоящих из трех тонов. Эти пары слов, положенных на пары мелодий, люди слушали через наушники в исполнении приятного баритона (без инструментального сопровождения). Из набора слов и мелодий составляли разные варианты, чередующиеся в случайном порядке: одинаковые слова – одинаковые мелодии, одинаковые слова – разные мелодии, разные слова – одинаковые мелодии и разные слова – разные мелодии.
Перед испытуемыми ставили последовательно две задачи. В первой задаче им предстояло обращать внимание на слова и отмечать нажатием одной из двух кнопок, одинаковые слова в «песенке» или разные. Во второй задаче они должны были отмечать одинаковые или разные мелодии.
При решении каждой задачи биологи измеряли время реакции, процент ошибок, а также регистрировали электроэнцефалограмму (ЭЭГ) через наложенные на кожу головы 32 электрода.
Как мозг распознает слова и музыку
При анализе ЭЭГ ученых интересовали электрические колебания – вызванные потенциалы, отмечающие реакцию на новые события. Известно, что восприятие новых слов сопровождается негативным скачком потенциала через 400 мс, называемым N 400. При повторении слов он исчезает. Музыкальные же события сопровождаются более поздней позитивной волной Р 600.
Задача на слова оказалась для испытуемых проще, чем задача на музыку: при оценке одинаковых или разных слов они быстрее отвечали и делали меньше ошибок, чем при оценке мелодий. Впрочем, это легко объяснить отсутствием у них музыкального образования.
Мелодия меняет смысл текста
Более интересные результаты показал анализ ЭЭГ. Электрофизиологические показатели не зависели от типа задачи, то есть независимо от того, к чему – музыке или словам -- привлекалось внимание испытуемого, его мозг анализировал то и другое. Напомним, что новое слово (в ситуации, когда второе слово в «песенке» отличалось от первого) вызывало потенциал N 400. Но амплитуда этого электрического колебания была большей в том случае, если мелодии также различались, чем в том случае, если мелодии были одинаковы. Более того, разные мелодии вызывали не только положенный им потенциал P 600, но и «речевой» потенциал N 400.
Из этого ученые делают вывод, что при звучании слов, положенных на музыку, лексический и мелодический компоненты восприятия тесно переплетаются и влияют друг на друга. Разная мелодия изменяет восприятие одинаковых слов. Причем это происходит независимо от активного внимания, то есть на подсознательном уровне.
Авторы статьи в PLoS ONE ссылаются на свои же результаты другого эксперимента, где они увидели взаимодействие разных зон мозга при восприятии песни путем функционального магнитно-резонансного сканирования.
Человек поющий
Ученые рассуждают о роли песни в развитии каждого отдельного человека и в эволюции человека. Песенки, которые мамы поют младенцам, -- средство общения и важный канал постижения мира. Более старшим детям песенки помогают осваивать язык (как родной, так и иностранный). А что касается эволюции, то многие специалисты считают, что песня у наших предков предшествовала языку.