Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

20:56
Москва
21 ноября ‘24, Четверг

Динозавры носили разноцветные перья

Опубликовано
Текст:

В окаменелых остатках динозавров ученые впервые обнаружили пигментные тела -- меланосомы. Тем самым удалось подтвердить, во-первых, что у динозавров были предшественники перьев, а во-вторых, определить цвет некоторых частей тела доисторических животных.

Синозавроптерикс (Sinosauropteryx)Динозавр мелового периода. Очень мелкий -- всего полметра, хищный динозавр. Быстро бегал на двух ногах, имел подобие клюва, питался мелкими животными. У него найдены покровные волокна, которые считают предшественниками перьев. Название означает «перо китайского дракона».
Ученым стало известно, какого цвета были предшественники перьев у динозавров и перья у первых птиц. Исследователи также ответили для себя на вопрос, зачем появились перья. Теперь специалисты склоняются к тому, что основная роль перьев – демонстрация цвета. К примеру, синозавроптерикс щеголял полосатым хвостом с оранжевыми и белыми полосками и рыжим гребнем вдоль спины.

Цвет удалось установить благодаря тому, что специалисты из Института палеонтологии и палеоантропологии (Institute of Vertebrate Paleontology and Paleoanthropology) Китайской академии наук в Пекине и Университета Бристоля (University of Bristol, Великобритания) впервые в мире обнаружили в ископаемых окаменевших остатках динозавров и древних птиц содержащие пигмент структуры – меланосомы. Окаменевшие остатки раннего мелового периода содержались в широко известном палеонтологическом раскопе Джехол в Северо-Восточном Китае.

Перья или не перья?

Конфуциусорнис (Confuciusornis)Род примитивных ископаемых птиц из раннего мелового периода, живших около 120 млн лет назад. Назван в честь китайского философа Конфуция. Ученые считают, что это самая первая птица, имеющая клюв. Характерно, что зубов у него уже не было. Конфуциусорнис владел планирующим полетом, но не машущим.
Не так давно появившиеся заключения палеонтологов о том, что некрупные хищные двуногие динозавры были покрыты перьями, до сих пор вызывают споры. В ископаемых остатках динозавровых покровов находят волокнистые структуры, очень похожие на пеньки птичьих перьев. Но одни ученые рассматривают их как первые перья, а другие считают, что это частично деградировавшие коллагеновые волокна кожи.

Команда китайских и британских исследователей под руководством Майка Бентона (Mike Benton), профессора палеонтологии Университета Бристоля, изучала окаменевшие перьевые остатки древней птицы конфуциусорниса (Confuciusornis) и волокнистые покровные образования (похожие на пеньки перьев) динозавров синозавроптерикса (Sinosauropteryx ) и синорнитозавра (Sinornithosaurus). При помощи сканирующей электронной микроскопии они обнаружили субмикронного размера тела продолговатой или сферической формы.

Синорнитозавр (Sinornithosaurus)Название означает «китайский птицеящер». Жил предположительно около 124,6 млн лет назад, имел много птичьих черт в строении. Ученые полагают, что синорнитозавр убивал добычу ядом, так как нашли канавки на его зубах, как у ядовитых змей, и полость для размещения ядовитых желез.

Бактерии оказались пигментными телами

Такие тела ученые видели и раньше, но считали их окаменевшими бактериями, так как по размерам (сотни нанометров) и форме они сильно напоминали последние. Однако при сравнительном анализе подтвердилась другая идея их происхождения. Они оказались по расположению и структуре идентичны пигментным телам – меланосомам в перьях современных птиц.

Ученые приводят несколько доказательств того, что это именно меланосомы, а не бактерии. Они расположены так же, как меланосомы в перьях – в глубине, внутри кератинового матрикса. Их внешнее и внутреннее строение практически идентично у древней птицы, у динозавров и у современных птиц. Меланосомы, как оказалось, очень устойчивы к физическим и химическим воздействиям. Поэтому вполне реально, что они перенесли окаменение.

Биологи нашли в окаменевших остатках два типа меланосом. Первые -- эумеланосомы продолговатой формы с закругленным концом, плотно упакованы и ориентированы в одном направлении. Внутри них содержится эумеланин -- от черного до серого цвета. Феомеланосомы имеют яйцевидную или сферическую форму, внутри – пигмент феомеланин от красно-коричневого до желтого цвета.

Динозавры заводили перья для красоты

Меланосомы – образования, специфические для перьев и волос животных. У птиц пигмент синтезируется в клетках кожи – меланоцитах, которые мигрируют к зачатку формирующегося пера и разгружают в него меланин, упакованный в меланосомы. Поэтому, найдя меланосомы, ученые получили убедительные доказательства того, что волокнистые образования покровов синозавроптериксаи синорнитозавра – действительно предшественники перьев.

«Есть разные точки зрения на то, для чего нужны перья: для полета, для изоляции от холода или для демонстрации, -- говорит Майк Бентон. – Теперь мы знаем, что перья появились раньше, чем крылья, значит, полет не мог быть их первоначальным назначением. Мы полагаем, что вначале перья возникли как средство продемонстрировать разную окраску, и только потом они стали полезны в полете и для термоизоляции».

Майк Бентон подчеркивает, что у синозавроптерикса зачатки перьев покрывали не все тело, а только гребень вдоль спины и хвост, поэтому на том этапе они не могли служить для термоизоляции.

Открытие добавляет доказательств и к проблеме происхождения птиц. Предшественники перьев, появившиеся у тераподов – хищных динозавров, подтверждают, что птицы берут начало от них, и специфические птичьи черты развивались шаг за шагом в ходе длительной эволюции.

Ученые раскрасили динозавров

Изучив, какие меланосомы на каких частях тела доминируют, биологи попытались реконструировать окраску ископаемых животных. Очевидно, все они были окрашены в черно-серую или красно-коричневую гамму. У синорнитозавра, скорее всего, разные тона плавно переходили один в другой, синозавроптерикс отличался полосатым оранжево-белым хвостом и рыжим спинным гребнем, а конфуциусорнис был раскрашен белыми, черными и рыжими пятнами.

Статья о том, какого цвета были динозавры, появится в ближайшем выпуске Nature.

Реклама