Нейрофизиологи нашли часть мозга, реагирующую на социальную несправедливость. Часть оказалась не сознательной, а интуитивной. А сама реакция -- чувственной, а не разумной.
При распределении благ люди проявляют себя по-разному. Одни стремятся взять себе как можно больше, а то, что другие при этом окажутся обделенными, их не волнует. Другие чувствуют себя комфортно при равном распределении, то есть обладают внутренним чувством социальной справедливости.
Эту черту удалось изучить на уровне работы мозга Масахико Харуно (Masahiko Haruno), нейрофизиологу из университета Тамагава (Tamagawa University) в Токио. Ученый решил экспериментально ответить на вопрос, в какой степени к социальной справедливости имеет отношение кора больших полушарий. То есть осуществляет ли она высший контроль над мозгом, чтобы подавить эгоистические стремления человека и заставить его подумать о других.
Это мне, а это… тоже мне
Начали ученые с того, что разделили группу испытуемых на «индивидуалистов» (которых волнует только личное обогащение) и «социалистов» (которые за справедливость). Разделение провели по результатам предложенной игры парами с вознаграждением. Среди испытуемых оказалось 25 «социалистов», которые предпочли равное вознаграждение с партнером, и 14 «индивидуалистов», которые были рады, обделив партнера.
Следующий этап эксперимента проходил уже в то время, когда испытуемые находились в магнитно-резонансном томографе. Им снова за решение некоторой задачи предлагали вознаграждение: для них самих и для партнера. Суммы, предназначенные для самого участника и для партнера, отличались в каждом тесте на разную величину. Испытуемых просили оценить в баллах нажатием кнопки, насколько их устраивает такое распределение.
Социальная справедливость – это не разум, а чувство
При анализе функциональных магнитно-резонансных томограмм мозга ученые сравнили активность разных областей при большем или меньшем неравенстве вознаграждения для самого участника и для партнера. Оказалось, что лишь одна область, а именно миндалевидное тело (нейрофизиологи чаще употребляют термин «амигдала») усиливала свою активность при несправедливом распределении, причем она реагировала только у «социалистов», а у «индивидуалистов» -- молчала. У первой же группы миндалевидное тело активизировалось тем сильнее, чем больше оказывалась разница в сумме вознаграждения себе и другому.
Некоторые другие области мозга, такие как островок, передняя поясная извилина, стриатум и дорзолатеральная префронтальная кора, также активировались при большой разнице в распределении, однако они реагировали в том случае, если испытуемый получал не больше, а меньше партнера. Причем реакция не различалась у двух групп. И только амигдала явно не принимала несправедливость в отношении другого.
Для ученых это означало ответ на поставленный в начале вопрос. Они экспериментально показали, что социальная справедливость осуществляется на уровне подкорки, а не коры. Она не подвластна когнитивному контролю со стороны коры. Значит, неприятие неравенства -- это явление не сознательное, а интуитивное, автоматическое.
Последний вывод ученые сумели проверить еще в одном эксперименте, в котором они сравнивали скорость реакции на несправедливость со скоростью осознанной реакции. Вывод полностью подтвердился.
Статья о том, где в мозгу гнездится чувство социальной справедливости, вышла 21 декабря в Nature.