Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:28
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Коллекция Ива Сен-Лорана выйдет на подиум Christie`s

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

На торгах аукционного дома Christie`s в парижском Гран-Пале будет распродана коллекция произведений искусства, принадлежавшая знаменитому модельеру Иву Сен-Лорану, а после его смерти частично перешедшая к Фонду Сен-Лорана--Берже. Состоится распродажа 23--25 февраля.

Ориентировочная стоимость коллекции, состоящей из более чем 700 предметов, составляет около €200--300 млн. Не в последнюю очередь аукционисты рассчитывают на российских покупателей, полагая, что они проявят активность, несмотря на кризис. Возможно, этим объясняется визит в Москву директора департамента «Искусство импрессионистов и модернистов» Christie`s Мэтью Стивенсона, представившего на пресс-конференции каталог будущих торгов.

Решение Пьера Берже, друга и душеприказчика Ива Сен-Лорана, выставить коллекцию на торги было оглашено еще летом прошлого года. На вырученные средства г-н Берже предполагает основать новый фонд, который будет субсидировать научные исследования, направленные на борьбу со СПИДом. Однако возможно и другое объяснение: содержать коллекцию просто стало дорого. Так или иначе, огромное эклектичное собрание, состоящее из произведений разного времени, разных видов и жанров -- от античных скульптур, китайских статуй XVI века, живописи и графики старых западноевропейских мастеров до картин модернистов и мебели ар-деко -- требовалось описать и оценить. Коррективы эстимейтов (ориентировочных оценок) некоторых вещей были сделаны после ноябрьских торгов Christie`s прошлого года, когда обозначились первые симптомы спада покупательской активности в отношении дорогих лотов, что, естественно, было связано с наступлением финансового кризиса. После консультаций с Пьером Берже эстимейты были скорректированы, и каталог коллекции вышел из печати 25 декабря.

Эклектичное собрание

Аукционный дом Christie`s имеет достаточный опыт по продаже обширных частных собраний: в последние десять лет при его посредничестве были распроданы такие коллекции, как собрание Ротшильда, Форбса, Нуреева, принцессы Маргарет и другие. По словам г-на Берже, которые транслировал представитель Christie`s Мэтью Стивенсон, коллекцию Ива Сен-Лорана никогда не предполагалось продавать целиком. Причина, скорее всего, не столько в ее высокой общей стоимости, сколько в самом разнохарактерном составе собрания, основанном на слишком индивидуальном артистическом вкусе его обладателя, на случае и на капризе, а также на модных увлечениях (к примеру, пристрастие к мебели и аксессуарам ар-деко было достаточно распространено в 1960--1970-е годы среди топ-дизайнеров и модельеров). К тому же, по словам Пьера Берже, за образец собирательства они с Ивом Сен-Лораном взяли коллекцию виконта и виконтессы Шарля и Мари Лор де Ноай. Как известно, эта экстравагантная аристократическая супружеская пара, покровительствовавшая сюрреалистам, приобретала не только работы тогдашних современных художников, но и произведения, относящиеся к самым различным эпохам и стилям. И только в глазах самих коллекционеров это эклектичное собрание обретало некую цельность и смысл. По признанию того же Пьера Берже, «именно они научили нас смешивать стили, эпохи и даже континенты».

Так что нет ничего удивительного в том, что в парижских апартаментах Ива Сен-Лорана на rue de Babylone вокруг обеденного стола эпохи ар-деко стояли стулья итальянского рококо, древнеегипетский саркофаг IV века до н. э. соседствовал с деревянной статуей Будды периода китайской династии Мин, а геометрические абстракции Пита Мондриана -- с гобеленом «Поклонение волхвов» прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса.

Цена вопроса

Некоторые приобретения Сен-Лорана служили ему в качестве своеобразных профессиональных пособий: достаточно упомянуть его коллекцию haute couture 1965 года, созданную по мотивам мондриановских клетчатых композиций. Возможно, не в последнюю очередь благодаря шумному успеху того дефиле три работы Мондриана 1914-го, 1918-го и 1922 года вошли в список топ-лотов предстоящих торгов, получив высокие эстимейты от €12 млн до €18 млн и от €7 млн до €10 млн (две последние). С другой стороны, как известно, именно сектор «Импрессионисты и модернисты», традиционно самый дорогой на арт-рынке, делает погоду при любых распродажах. И потому в десятку лидирующих лотов коллекции вошли кубистическая композиция Пикассо 1914 года «Музыкальные инструменты на столике» (эстимейт €25--30 млн), фовистский натюрморт Матисса 1911 года «Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах» (эстимейт €12--18 млн), композиция Леже 1921 года «Чашка чая» (эстимейт €10--15 млн), а также абстрактная скульптура Константина Бранкузи 1914--1917 годов «Мадам Л.Р.» (эстимейт €15--20 млн). Из несложного подсчета их общего эстимейта можно понять, что от успешности продаж этих лотов зависит общий итог торгов и ожидаемая результирующая сумма в €200--300 млн.

О том, насколько корректно были проставлены эстимейты на модернистов от Сен-Лорана, можно будет в общих чертах составить представление после лондонского аукциона Christie`s «Искусство импрессионизма и модернизма», который состоится сегодня.

Реклама