Американских выдумщиков Animal Collective называют одной из важнейших групп десятилетия, а их новый, девятый по счету, альбом «Merriweather Post Pavilion» некоторые музыкальные издания и магазины поспешили еще до выхода провозгласить главной пластинкой 2009 года.
История коллектива прослеживается с начала двухтысячных годов, когда четверо молодых людей из Балтимора, объединенных интересом к необычной музыке, занялись собственным творчеством, работая в домашних студиях сольно и совместно. Для продвижения своей музыки друзья основали лейбл Soccer Star Records, который вскоре сменил название на Animal. Тогда еще безымянная группа устраивала концептуальные представления в Нью-Йорке, при необходимости легко превращаясь из квартета в трио или дуэт. Название окончательно оформилось лишь с выходом четвертого альбома «Here Comes The Indian» – да и то появилось скорее в маркетинговых целях.
Молодые экспериментаторы, стремясь удивить публику, спрятались за причудливыми масками и псевдонимами. Например, бородатый электронщик Брайан Уэйтц стал Геологом из-за налобного фонаря, который он использовал на концертах, чтобы различать свою технику в темноте. Самый деятельный участник группы Ноа Леннокс назвался Пандой, вспомнив о рисованном медведе на обложке своего раннего диска. А Эйви Тейр и Дикин -- это просто искаженные имя и прозвище музыкантов Дейва Портнера и Джоша Дибба.
Новые странные американцы
Почти ничего не зная о группе и ее участниках, публика сосредоточила все внимание на музыке. Animal Collective, подобно десяткам молодых североамериканских групп, о которых теперь почти никто и не вспомнит, стали вестниками психоделического фолка. Этот странный, эклектичный жанр, опирающийся на традиции фолка 60--70-х годов, но развивающийся под влиянием поп-музыки, фри-джаза, электроники, часто называют «новой странной Америкой» -- термин обязан своим происхождением работам влиятельного писателя и музыкального журналиста Грейла Маркуса.
Главным достижением Animal Collective стало то, что их музыка, при всей «странности», была максимально естественной и свободной, одновременно таинственной и простой, что под силу только живой природе. Именно этим объясняется стремление артистов сочетать в своих ранних записях инструментальные партии и вокал с разнообразными природными шумами: звуками дождя и ветра, шелестом листвы, лаем собаки. Лучший пример этого -- альбом 2003 года «Campfire Songs», действительно душевный и теплый, как посиделки у походного костра.
С выходом новых пластинок группа приобретает широкую известность. Появились все признаки успеха: похвалы критиков, лестные сравнения с более именитыми коллегами вроде исландцев Mum, совместная работа с культовой английской исполнительницей Вашти Баньян, масштабные гастроли в 2006 году, охватившие даже Австралию и Новую Зеландию. Но не обошлось и без проблем – на неопределенный срок покинул группу один из музыкантов, Дикин.
Добившись славы, Animal Collective в итоге отбросили маски, отказались от личной анонимности и сосредоточились на поиске неосвоенных музыкальных троп. Смещение в сторону электронного и шумового звучания было заметно уже давно, но окончательно эти замыслы музыкантов оформились на диске «Strawberry Jam» в виде прихотливого, многослойного нойза с большим акцентом на нервный вокал. После выхода этого диска коллектив вновь активно ездил по миру и продолжил экспериментировать со звуком, смешивая свои старые и новые песни самым причудливым образом.
Много солнца в холодной воде
В 2008 году было объявлено о подготовке очередного альбома, «Merriweather Post Pavilion», названного в честь открытой концертной площадки в Мэриленде, c детства знакомой участникам группы. Альбом был выпущен на виниле 6 января наступившего года, массовый релиз назначен на 20 января.
В свое время критики отмечали удивительную способность Animal Collective менять настроение в своих композициях, просто и непринужденно переходя от построковой меланхолии к радостным пасторалям. Последний же альбом, яркий и полный солнца, вместо привычной «лесной» атмосферы предлагает слушателям окунуться в водную стихию. Вода здесь повсюду и в самых разных формах – это и глубины океана в открывающем диск номере «In The Flowers», и быстрая капель в «My Girls», и шорох прибоя в «No More Runnin». Музыканты Animal Collective, отказавшись от традиционных инструментов в пользу электронных устройств, сумели создать поп-музыку, которую очень соблазнительно назвать совершенной.
Каждая песня этого диска хороша по-своему, но особо стоит выделить изящную «Guys Eyes» с вкраплениями клавишных, нежную и успокаивающую «No More Runnin» со скользящими в волнах мелодии голосами музыкантов и светлый гимн «Brother Sport». Если предыдущий, «клубничный», альбом был еще неограненным инди-шедевром, то «Merriweather Post Pavilion» достоин стать современной классикой.
Западные критики предрекали, что Animal Collective, подобно Питеру Пэну, навсегда застрянут в своих детских фантазиях. Но вместе с музыкой выросли и сами артисты. Главной темой их последнего альбома стали образ тихой гавани и непреходящие семейные ценности. На этот раз Панда и его товарищи отошли от шумовых экспериментов и сделали свою музыку более ритмичной и мелодичной, доступной и понятной каждому. Кто-то скажет -- продались, но скорее это просто эксперимент с человеческим лицом.