Почему профессиональное искусство должно умереть. Какие ресурсы нужны, чтобы снять хороший фильм. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infox.ru представляют проект «Киношкола».
Иван Вырыпаев: «Я вообще за смерть профессионального искусства. Профессиональное искусство сейчас надуманно. Когда-то оно было. Была школа. А сейчас мир открывается, упрощается. Здорово, что человек что-то снял от души и просто хочет это выложить и показать. Разве это не то же самое, что режиссер делает? Только он хочет большему количеству людей это показать.
Представляете, сколько идет денег на такие псевдовещи, как дистрибуция, упаковка. С этим надо кончать. Все должно быть очень просто. Я хочу вам что-то сказать, у меня есть камера. Она доступна. Чтобы сейчас снять хорошее, качественное кино, надо очень мало денег. Сейчас выходят такие камеры хорошие, например Scarlet Red. Она полностью все заменяет. Пленка совершенно не нужна. Scarlet Red -- маленькая, недорогая, три тысячи долларов стоит. К ней оптика тоже недорогая, ее можно взять в аренду. Таким образом, каждый человек может снять кино. Чем быстрее грань так называемого искусства сотрется, тем, в моем понимании, только лучше.
Я не за носитель, а за удобство. В конце концов, неважно, каким будет носитель. Не имеет значения, на что ты снимаешь. Имеет значение, что ты хочешь сказать. Есть же интересные фильмы, снятые мобильными телефонами.
Я делал «Кислород» за непростительно большие деньги. У меня не было технологии, я не знал, как это сделать. Он три миллиона долларов стоил, это непростительно дорого. Считаю, что это мой грех большой. Я не мог дешевле сделать. Это был 2004 год. И все долго шло. Монтаж… Компьютерная графика затянулась. Все время какие-то цены поднимались. Сейчас я бы сделал этот фильм за пятьсот тысяч долларов, говорю вам с полной ответственностью. Сейчас не нужно было бы снимать на кинокамеру. И получилось бы такое же качество. А это сильно сразу экономит. Дело даже не в пленке, не в ее стоимости, а в процессе. Одно дело -- у меня в руках маленькая камера, как сейчас мы пишем. Вот вас всего двое. А другое дело -- я таскаю за собой огромную группу, которой нужно выставиться, переставиться, поменять кадры и так далее.
И вторая проблема -- в моем уме, конечно, тоже. Кинематограф нужно поменять в своем уме. Я думал, что кино… оно такое большое… Нужен какой-то щелчок внутри. Нужно как-то отказаться от этого кино. Перестать его снимать. Делается-то все очень просто. Я сейчас могу сказать, что запускаю фильм в производство. У меня группа там -- пять или шесть человек. Художественный фильм. Оператор, два ассистента оператора -- один по свету, другой по фокусу. У меня самого -- ассистент, который является и «хлопушкой», и «плэйбеком».
Мы снимаем на фотокамеру Canon, на новую камеру Scarlet, еще несколько камер… я сейчас боюсь их называть, оператор мой лучше знает. И все это в очень маленьком комплекте. Конечно, какая-то одна камера будет доминировать. Но можно попробовать так, так… Камеры маленькие, почему бы их не взять с собой, это всего лишь несколько сумок. Я не назвал еще, конечно… Это больше чем пять получится. Поскольку администрация есть. Съемки происходят далеко: в Гималаях, в Индии, в очень далеком месте. Поэтому требуются какие-то административные люди. Актеры есть еще, конечно. Но в принципе, вся группа, учтите, что речь о полнометражном художественном фильме, где-то 15 человек, не больше. Чему я очень счастлив».
Продолжение следует.