Почти все композиции с «Heligoland» известны. Самодеятельные версии этого альбома, собранные из концертных записей, бродят по интернету давно. Но только теперь группа выпустила свой, официальный вариант, исключительную пластинку, которая станет одним из главных событий этого года.
Семь лет на размышление
Последние годы бристольскую группу Massive Attack принято любить за прошлые заслуги. Все их работы, датированные нулевыми, сравнивались с культовыми «Protection» и «Mezzanine» и в конечном итоге проигрывали. С момента выхода эталонных альбомов прошло больше десятилетия, музыкальные технологии шагнули далеко вперед, и выросло целое поколение тех, кому мелодия «Teardrop» знакома лишь по заставке «Доктора Хауса». После семилетнего перерыва группа сумела вернуться с новой пластинкой и не выглядит при этом как памятник самой себе.
У поклонников группы, которая существовала в формате и трио, и дуэта, и даже была сольным проектом дель Найи, сложилось особое отношение к Massive Attack. Почтение к отцам-основателям, независимо от того, по каким клиникам они валяются, сочетается с легкой фамильярностью в адрес обширной команды поддержки. Дескать, если концерт не удался, тому виной неотстроенный звук или то, что вокалистка Мартина была не в голосе. Но со временем все чаще стало казаться, что в тупик зашли именно небожители. Отсюда и пренебрежение к предыдущему альбому «100th Window», и возвеличивание старых хитов.
Но вот вернулся из творческого отпуска Дэдди Джи, лучше всех умеющий ладить с мизантропом дель Найей. На концертах все чаще стали звучать свежие песни, хотя и каждый раз в разных вариантах. В двухэтажную студию Massive Attack в Лондоне стали съезжаться старые и новые знакомые. Наконец, в октябре прошлого года появилась первая ласточка с будущего лонгплея -- EP «Splitting The Atom».
Атака на эго
Новый студийный альбом несколько раз менял свое название. Сначала было безыскусное «LP5», означавшее порядковый номер записи, потом «Weather Underground», а затем появилось «Heligoland». Гельголанд -- это немецкий архипелаг, после 1945 года ставший военным полигоном англичан и сильно пострадавший от бомбежек. Сейчас эта земля снова принадлежит Германии и тихо вернулась к довоенной идиллии. Как тут не провести параллель с Massive Attack, стоически переждавшими все волны критики, изменившимися стилистически, но не изменившими себе. Хотя, возможно, все куда проще. По слухам, дель Найя всего лишь подогнал придуманное им название «Hell Ego Land» («Земля адского эго») под реальный географический объект.
Не обошлось на «Heligoland» и без проверенных кадров. Голос Мартины Топли-Берд, музы еще одного бристольца Трики, плавным потоком течет через суетливую «Babel» и завораживающую «Psyche». Корифей регги Хорас Энди, участвовавший в записи всех прежних альбомов Massive Attack, здесь поет сразу в двух композициях. В заразительной «Girl I Love You», декорированной урчащим басом и нестройными духовыми, он справляется один, а в мерной «Splitting the atom» его поддерживает Дэдди Джи. Последним из гостей на сцене появляется старый друг группы Дэймон Элбарн, с похмельной проникновенностью задающий извечный вопрос «Do you love me?».
Тот же вопрос должен волновать и самих Massive Attack. Ведь соревнование с самими собой пятнадцатилетней давности выиграть очень непросто. Но, отбросив детали, констатируем факт: за «Heligoland» в гениальных и мятущихся бристольцев можно влюбиться и заново.