«Большая рыба» заплывет в московскую акваторию с первозданным ска-панком. Немецкие «обезьяны» наконец доедут до России после творческого перерыва и болезни солистки. Семь Татьян качаются на волнах советской эстрады, а Умка презентует очередной альбом.
Reel Big Fish (США)
В начале--середине 1990-х Южная Калифорния произвела на свет мириады во многом неотличимых по звучанию панк- и ска-панк команд. Большинство остались героями локальных клубов, другие добились популярности и культового статуса. К последним можно отнести No Doubt, Sublime и Reel Big Fish – группы с очень разной судьбой. Sublime распались в 1996-м, на пике популярности коллектива и стиля в целом, когда их солист был найден мертвым от передозировки героином в гостиничном номере. No Doubt ждал невиданный для представителей ска-панка успех, но от альбома к альбому звучание становилось все более мейнстримовым, а сейчас Гвен Стефани и вовсе стала персонажем светской хроники, участницей поп- и r`n`b-чартов. И только Reel Big Fish продолжают играть такой быстрый, задорный и по-хорошему глуповатый ска-панк, будто за окном 1995 год. Последний альбом «Fame, Fortune and Fornication» («Слава, богатство и блуд»), вышедший ровно год назад, состоит из одних каверов, но это вовсе не признак исчерпанности собственных ресурсов, а скорее дань корням – Reel Big Fish начинали как кавер-группа популярных металлических песен. Калифорнийцы медленно, но верно приближаются к тому возрасту, когда скачки по сцене в шортах и подростковый юмор в их исполнении будут смотреться скорее жалко, чем смешно. Хочется верить, они найдут в себе силы вовремя остановиться. Пока же у москвичей есть возможность услышать легендарную «Sell Out» и один из главных хитов почившего радио Ultra «Take on Me» (тоже, кстати, кавер на A-ha) в исполнении безбашенных мужчин под сорок.
ГлавClub, пятница, 15 января, 20.00
Guano Apes (Германия)
В первой половине нулевых Guano Apes из немецкого Геттингена, известного своими математиками, физиками и нобелевскими лауреатами, стояли по популярности в одном ряду с главными альтернативщиками и ню-металлистами Limp Bizkit и Linkin Park. В среде же сноубордистов почитание квартета приняло и вовсе нездоровые масштабы — прежде всего благодаря песне «Lords of the Boards» («Короли досок»), ставшей гимном этой субкультуры. В отличие от американских коллег, с середины десятилетия и до недавнего времени влачивших довольно жалкое в творческом смысле существование, немцы поступили очень мудро: выпустили сборник лучших песен «Planet of the Apes», съездили в прощальный тур и мирно разошлись в 2005 году, когда ню-металл был уже на последнем издыхании. Поиграв несколько лет в схожих по духу командах, участники Guano Apes столь же мирно собрались вместе в этом году, грамотно сыграв на уже начавшейся ностальгии по героям уходящего десятилетия. Первое после воссоединения выступление в португальской Браге привело толпу из нескольких тысяч поклонников в такой экстаз, что концерт пришлось сократить во избежание травм. Месяц назад Москва так и не дождалась Guano Apes – в последний момент концерты в России и на Украине были отменены из-за сильной простуды солистки Сандры Назич. После четырехлетнего творческого перерыва и дополнительного месяца ожидания Москва вправе рассчитывать на не меньшую энергетику, чем в Браге.
ГлавClub, суббота, 16 января, 19.00
ВИА «Татьяна»
Среди семи девушек в составе ВИА «Татьяна» нет ни одной Татьяны, это скорее собирательный образ. Зато ассоциативный ряд, возникающий при виде нарочито старомодного названия, находит в их творчестве свое полное подтверждение. Выпускницы московских театральных и музыкальных вузов, облаченные в винтажные платья, поют песни из советских кинофильмов, из репертуара Утесова, Анны Герман, Клавдии Шульженко, перемещаясь по музыкальным волнам тридцатых--шестидесятых годов, аккомпанируя себе при помощи чудного (ударение на любой из первых двух слогов) для современной эстрады набора инструментов из тромбона, скрипки, акустической гитары, контрабаса, виолончели, фортепиано и ударных. Даже сайт ансамбля выглядит так, словно всемирная сеть появилась годах эдак в пятидесятых, и с тех пор ничего не менялось. Во время выступления участницы ВИА «Татьяна» полностью растворяются в созданных ими же аутентичных образах и сценическом антураже, приглашая, как правило, забитый до отказа зал поучаствовать в невинной игре. Но связь с реальностью при этом не теряют. «Мы попадаем в стилистику — и слава богу, но мы не хотим совсем все время в нее играть», — говорит автор проекта и солистка Мириам (ударение на первый слог) Сехон.
«16 Тонн», суббота, 16 января, 21.30
«Умка и Броневик»
В 2005 году группа сменила название с «Умка и Броневичок» на «Умка и Броневик», но серьезнее от этого не стала. В хорошем, конечно, смысле. Так, во время гастролей участники готовы спать даже на матрасах (если чисто), для организации концерта Умка предлагает связаться с ней по личному сотовому номеру (поэтому вежливо просит им не злоупотреблять), а все свои альбомы и видео группа бесплатно выкладывает на собственном сайте. Подобная щедрость со стороны музыкантов становится постепенно общим местом и чуть ли не модой, но московский квартет вряд ли руководствуется соображениями моды. В звучании, текстах и в жизненной философии ансамбль вообще живет в некотором отрыве от реальности, оглядываясь на неумолимо отдаляющиеся американские и британские шестидесятые--семидесятые. А там были дети цветов, свобода от социальных норм, революционеры от музыки Патти Смит, Velvet Underground или Grateful Dead. Вот и последний альбом, презентация которого состоится в выходные, был записан в столице движения хиппи Сан-Франциско, а выпущен на старом добром виниле.
Ikra, воскресенье, 17 января, 20.00