Группа Tequilajazzz, лидер русского альтернативного рока, на пике славы ушла в тень. После семи лет весомого молчания ансамбль Евгения Федорова возвратился с альбомом «Журнал живого» так, будто никуда и не пропадал.
Панки слушают Стинга
Коллектив с названием Tequilajazzz был создан в 1993 году музыкантами ленинградского рок-клуба на основе распавшейся панк-группы «Объект насмешек». Культурные панки северной столицы всегда отличались широким музыкальным кругозором. Вот и наши герои особенно не вникали в идейные противоречия между мелодизмом «новой волны» и звуковым нонконформизмом альтернативы. Нью-вейв или ноу-вейв? Какая разница, если тебе по душе и The Police, и Sonic Youth.
В 2008 году участники Tequilajazzz совершили восхождение на ЭльбрусНе добравшись до вершины из-за тяжелых погодных условий, питерские музыканты отыграли концерт на высоте 4800 м.
На первых двух альбомах Евгений Федоров с товарищами играли рубленый хардкор с отчетливым индустриальным почерком, непривычный для молодежи той поры. Но затем взялись за освоение более мягких стилей, под которые прежде приходилось создавать сайд-проекты вроде русско-французских «Четырех ветров». С понижением панковского градуса появились и новые темы для творчества. Хищную романтику пиратских рейдов сменили тяга к перемене мест и настроений, поиск прекрасного в повседневной жизни. Ироничный философ вежливо потеснил из героев песен накокаиненного бунтаря с пистолетом.
Tequilajazzz росла не вместе с русским роком, но параллельно ему. Лиричные альбомы «Целлулоид» и «150 миллиардов шагов» проложили группе дорогу на «Наше радио». А пластинка «Выше неба», первый вариант которой был забракован музыкантами как слишком уж «форматный», в 2002 году затмила все работы соседей по эфиру.
Все фиолетово
Но достигнув вершин, «Текила» вдруг перестала записывать новые песни. Пока герои умершего в очередной раз русского рока выбирали между традициями и модой, группа многозначительно молчала. Причиной этого молчания, по словам Федорова, стал заурядный творческий кризис. При этом никто не тяготился сложившимся положением дел. Группа регулярно давала концерты, а фронтмен сочинял музыку для кино и театра и развлекался салонной босановой под вывеской проекта «Optimystica Orchestra».
Пять групп Евгения Федорова1.КСК
2.«Автоматические удовлетворители»
3.«Объект насмешек»
4.Tequilajazzz
5.Optimystica Orchestra
Вдохновение вернулось к музыкантам только в прошлом году, зато сразу и в полном объеме. Нового материала хватило бы и на две пластинки, но для ближайшего релиза были отобраны только вещи в стилистике последних альбомов. Пластинка с метким названием «Журнал живого» призвана стать заключительной частью тетралогии, пришедшейся на «фиолетовый период» группы. А дальше подарок ждет уже поклонников старой, брутальной «Текилы».
Дискография Tequilajazzz«Стреляли?..» (1993)
«Абориген» – макси-сингл (1996)
«Вирус» (1996)
«Авиация и Артиллерия» (1997)
«Вирус vs Вирус» – мини-альбом ремиксов (1997)
«Целлулоид» (1998)
«150 миллиардов шагов» (1999)
«Маленькая ложь» – сингл (2000)
«Молоко» – двойной концертный альбом (2000)
«Выше осени» (2002)
«Берлин» – сингл (2007)
«Журнал живого» (2009)
«Журнал живого» вышел оптимистичнее и ярче, чем «Выше осени». Развивая цветовые метафоры, его можно назвать свеже-сиреневым против фиолетово-черного предшественника. Моментально узнаваемый стиль Tequilajazzz подкрепляется россыпью музыкальных и текстовых автоцитат. Например, где-то на новом альбоме притаился рингтон мобильного телефона, совсем как в знаменитом «Зимнем солнце». А ностальгические стихи «Императора Африки» неожиданно перекликаются с мрачной «Склянкой запасного огня».
Победа простых истин
С точки зрения драматургии альбом выверен до мелочей. Минорное начало, опирающееся на «Нервы» и «Катастрофу», оживляет номер «Воздушный шар» с ломаной басовой партией. Груз середины пластинки принимают на себя стремительные хиты в духе «Целлулоида». Причем каждый из них запросто может стать самым любимым. Кому-то придутся по душе беззаботные гитарные мотивы «Радио» или праздник непослушания «Понедельника». Фанаты The Police и Стинга уже оценили изданный отдельным синглом «Берлин» и наверняка обрадуются новой порции воспоминаний в чудесно-лаконичном боевике «Как с равным». А вот автору этих строк ближе всего оказался благородный пафос «Двух лучей» -- страстного послания любителям Серебряного века с парафразом гумилевской «Волшебной скрипки».
В записи «Журнала живого»помимо традиционных инструментов Федоров с коллегами использовали альт, финские гусли кантеле и серебряные спицы.
Отдельного упоминания в «Журнале живого» заслуживают композиции «Остров» и «***». Первая – это вольное концертное интро «Текилы», которое обрело четкую форму по настоянию звукорежиссера Андрея Алякринского. Правда, получившийся дарк-эмбиент нашел пристанище уже в самом центре пластинки. Вторая – опыт в мудреном жанре spoken word или, говоря проще, прочтенные под музыку строки о мимолетности времени.
Вернувшись после столь продолжительной паузы с новым альбомом, Tequilajazzz и не подумали меняться. Хотя прогресс для них – обязательный компонент стиля и залог внутреннего комфорта. Музыка Евгения Федорова не теряется в суете нового мира, а напротив, оказывается одной из его музыкальных констант, простым человеческим волшебством после семи лет тишины.