В последнее время в СМИ вновь активно обсуждается вопрос будущего очередного выхода «Уралхима» на IPO. Почему «очередного» – потому, что было уже две попытки – в 2008 и 2010 годах. Теперь руководство компании вновь и вновь спрашивают о грядущем размещении, на что руководство отвечает, что, мол, мы-то готовы, но не готов еще рынок, надо подождать.
Так, говоря о возможном выходе на IPO, заместитель председателя совета директоров компании Дмитрий Осипов сказал, что оно «может состояться, но точно не в этом году». Он отметил, что технически компания готова к данной процедуре, однако сейчас «и рынки закрыты, и нужды в этом нет», цитирует Осипова РБК.
Глава «Уралхима» Дмитрий Коняев в 2012 году в интервью BFM заявил, что в среднесрочной перспективе компания воздержится от выхода на международные рынки. «Проект IPO может рассматриваться, если будет какая-то крупная сделка слияния-поглощения», – сказал Коняев.
Попробуем разобраться, действительно ли «УралХим» готов к IPO или господа Коняев и Осипов что-то не договаривают.
Первая попытка
«Ведомости» напоминают, что «Уралхим» стал готовиться к IPO еще в 2008 году. Тогда же состоялась первая попытка публичного размещения, но совет директоров компании отменил допэмиссию, которая должна была пройти в рамках подготовки к IPO.
В 2008 году невозможность выхода на IPO руководство компании объясняло почти теми же словами, что и в 2010-м, правда, анонимно. «Сейчас нет острой необходимости в деньгах, а ситуация на рынках, мягко говоря, неблагоприятная. IPO обязательно состоится, но уже в следующем году. Когда именно, сейчас сказать невозможно, это будет зависеть от конъюнктуры», – цитировал в 2008 году «Коммерсант» источник, близкий к руководству компании.
Вторая попытка
Второй раз выйти на IPO «Уралхим» попытался в 2010 году, но размещение снова сорвалось. «Уралхим» рассчитывал на оценку $1,3-1,7 млрд, однако инвесторы столько платить не пожелали.
По нижней границе ценового диапазона книга заявок оказалась подписана только наполовину, рассказал тогда «Росинвесту» сотрудник одного из банков — организаторов размещения. «Уралхим» сообщил лишь, что «сделка не отразила бы реальную стоимость компании». «Продаваться дешевле не имело смысла», — говорит источник, близкий к «Уралхиму».
В 2010 году Нил Миклтуэйт, юрист компании Shades of Cyprus, которая пыталась заблокировать IPO, сформулировал главные претензии к «Уралхиму» – холдинг в проспекте не в полной мере раскрыл свое финансовое положение, забыв рассказать о своих обязательствах перед Shades of Cyprus. Кроме того, химический холдинг не раскрыл всех своих реальных владельцев, которые могут быть связаны с российскими властями.
«Подобные действия «Уралхима» удивления не вызывают. Они не были прогнозируемыми на 100%, но поведенческая линия, присущая компании, уже давно исключает какие-либо прогнозы и любую маломальскую уверенность в управленческих решениях компании», – пишут эксперты из Агентства национальных новостей.
Международный скандал
В 2010 году в Великобритании разгорелся скандал в связи с решением «Уралхима» об отмене IPO. По данным британской газеты Times, IPO «Уралхима» должно было стать одним из самых значительных в лондонском Сити в 2010 году.
Обозреватели издания обнаружили, что бывшие акционеры холдинга попытались заблокировать процесс проведения IPO, обратившись в британское финансовое управление FSA. Эти лица, так и оставшиеся неизвестными, настаивали, что «Уралхим» неплатежеспособен, не раскрывает инвесторам существующие для компании риски, в том числе степень недовольства Москвы его экологической политикой.
Экс-акционеры требовали от FSA разобраться, кто же истинный собственник холдинга, штаб-квартира которого расположена на Кипре, и проанализировать последние сделки «Уралхима».
Внятного объяснения этой ситуации в прессе не последовало.
Размещение акций – дождемся ли
Кто бы из руководства «Уралхима» не давал интервью в разные годы, но на вопрос об IPO постоянно следует один и тот же ответ: в следующем году. И так – с 2008 года. При этом по разным причинам и под разными предлогами это размещение откладывается. Руководители объясняют необходимость размещения конъюнктурой рынка, но потом, ссылаясь на нее же, объясняют провалы.
По оценкам специалистов, улучшение финансовых показателей, показанное «Уралхимом» по итогам 2011 года, связано не с эффективным менеджментом, а исключительно с динамикой рыночных цен.
«Улучшение финансовых показателей в первую очередь объясняется ростом цен на минудобрения. Если в натуральном выражении продажи выросли всего на 7%, то цена аммиака на мировом рынке в 2011 году выросла в среднем на 62,1%, аммиачной селитры — на 50,4%, карбамида — на 65,3%, диаммоний фосфата — на 42,8%», – пишет «РБК».
Ожидание IPO затянулось, а меж тем по состоянию на 31 декабря 2011 года чистый долг компании «Уралхим» составил 930,8 млн долл. Очевидно, что компании пора перестать кормить инвесторов и журналистов обещаниями об IPO, а предпринять конкретные действия по повышению эффективности менеджмента, улучшению экономики, модернизации производства. Иначе непрозрачность компании и осадок от предыдущих попыток выхода на публичный рынок, могут поставить крест на IPO «Уралхима» навсегда.