О философе и теологе Леониде Мацихе рассказали его ученики и последователи
Творчество Леонида Мациха связано с изучением влияния религиозных учений на историю цивилизаций, большое значение он уделял исследованию масонской культуры, влиянию масонской идеологии и практики на формирование европейской цивилизации. Леонид Мацих выступал в качестве научного редактора «Библейских исследований» - сборника научных статей о Библии, руководил проектом по переводу на русский язык сборника средневековых комментариев к Библии «Большие комментарии к Писанию».
По словам одного из участников вечера памяти директора благотворительного фонда «Джойнт» Алика Надана, благодаря Леониду Мациху тысячи людей открыли для себя мир иудаики, мир истории еврейской цивилизации. «Незадолго до смерти Леонида была опубликована его пьеса «Скачущий на льве», и мы очень надеемся, что она будет поставлена в театре», - сказал Алик Надан. В этой пьесе Леонид Мацих предлагает свою версию одного из самых трагических и загадочных событий в еврейской истории – восстания иудейского народа против римского владычества при императоре Адриане - тогда отборные римские легионы после нескольких лет упорных боев потопили восстание в крови, а для еврейского народа это обернулось настоящей катастрофой и изгнанием на две тысячи лет с родной земли.
Как сказал режиссер Игорь Древалев, «….есть одна сторона жизни Леонида Мациха, о которой известно меньше – его фантастическая любовь к театру. Все что он делал было чрезвычайно артистично, лекции которые он строил, он строил, как драматическое произведение, он как бы вел человека, и пелена падала у него с глаз, человек оказывался перед какой-то пропастью, он говорил, «я не могу, я боюсь», а Мацих говорил, «да не бойся, сделай шаг, и человек делал шаг», и у него раскрывались крылья, и он говорил, «я лечу – посмотрите», и Мацих махал ему рукой. И таких людей много. Люди благодарны ему за то, что он открыл им мир, огромный мир, а не какую-то скорлупу, в которой они жили до сих пор».
Своим пониманием значения личности Леонида Мациха поделился писатель и журналист Дмитрий Быков: «…..он был носителем совершенно другой религиозности, когда вы его слушали, вы понимали, что слово было у Бога и слово было Бог……Мацих, как носитель этого своего удивительного дара сделал гораздо больше, потому что он свидетельствовал о Боге вживую. От теолога ведь не требуется, чтобы он много написал книг. От богослова требовалось, чтобы в его присутствии существование Бога было бы понятно. Вот как сказал Бехтерев, врач - этот тот, при виде которого больному становится легче, а вот теолог - этот тот, при виде которого человек начинает верить в Бога. И в этом смысле Мацих сделал гораздо больше, чем мог бы».