Борьба с коррупцией сейчас считается одной из приоритетных тем правительства РФ. Одной из самых коррупционных схем считаются госзакупки.
В последнее время в центре внимания СМИ оказались темы, связанные с поставками некачественного снаряжения для Вооруженных сил и МВД РФ. А ведь это вопрос, по сути, национальной безопасности России, о которой недавно говорил на последнем совещании по развитию ОПК в Комсомольске-на-Амуре Владимир Путин. Премьер говорил о том, что «закупки в сфере национальной безопасности – это, по сути, государственная измена» и «закупки в сфере обороны должны находиться под пристальным общественным контролем, а наказание за нарушения в области гособоронзаказа должны быть ужесточены».
Реальные примеры говорят о том, что в системе поставок снаряжения для Вооруженных сил и структур МВД существует, действительно, множество проблем.
14 тысяч некачественных бронежилетов Валерия Знахурко
Так, недавно многие СМИ освещали громкое дело бывшего начальника управления снабжения Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) Минобороны России генерал-майора Валерия Знахурко, которое расследовало Военно-следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ.
Генерал-майор обвинялся в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. В 1999-2005 годах управление, возглавляемое Знахурко, закупило для войск на Северном Кавказе бронежилеты, которые были непробиваемыми только с виду. Экспертиза показала, что жилеты легко дырявились и осколками, и пистолетными пулями. 14 тысяч бронежилетов, поставленных Минобороны фирмой "Артесс", были признаны негодными и подлежали изъятию со складов. Выяснилось, что заказывались бронежилеты не на оборонном заводе, а в скорняжных и пошивочных мастерских. Естественно, разница в цене была ощутимой, и кое-кто неплохо на этом нажился.
Ситуация повторяется?
Похожий скандал, но уже по поводу поставки некачественных бронежилетов, правда уже в структуры Министерства внутренних дел, назревает снова.
Как сообщает издание The Moscow Post, в распоряжении редакции оказались материалы, свидетельствующие об этом.
Замминистра МВД С. Герасимов, придя на эту должность, и являясь ответственным за закупки средств индивидуальной защиты для нужд Министерства обороны и МВД РФ, передал ведение этих вопросов сотруднику своего аппарата А. Немчикову. Активно включившись в этот процесс, А. Немчиков сосредоточил свою деятельность вокруг конкурсной (аукционной) комиссии по размещению госзакупок для нужд полицейского ведомства. И тогда же он поручил начальнику ГЦОР МВД РФ С. Милейко осуществлять представительские функции от имени госзаказчика (МВД РФ) при проведении аукционов (конкурсов), включая рассмотрение заявок участников торгов.
Изменения в документах
Любопытный факт: эти кадровые перестановки совпали с тем, что из аукционной (конкурсной) документации оказались исключенными требования к качеству продукции (товара) о том, что оно должно соответствовать не только стандартам МВД России, но и нормативно-правовым актам Правительства РФ, как это было с 2005 года , сообщает портал moscow-post. Причем, что это за критерии качества, которым должны соответствовать бронежилеты, также не указывалось. Совершенно очевидно, что когда требования так невнятно обозначены, намного проще подобрать поставщика, который будет за такой заказ признателен.
Еще одно совпадение – из числа требований к поставщику загадочным образом исчезла необходимость предоставления им копий документов о том, что он имеет право предлагать армии и полиции не только, к примеру, кальсоны, но и бронежилеты. То есть, продукцию военного назначения, изготовление которой требует строго регламентированной технологии и соблюдения строжайших параметров по качеству.
По мнению наблюдателей, среди участников этих аукционов (конкурсов), вопреки требованиям Федерального Закона No.94-ФЗ, оказываются заранее подготовленные (читай, подставные) торгово-закупочные фирмы, которым создаются преимущественные условия (в том числе и путем доступа к соответствующей информации), а непосредственно производители, имеющие опыт, производственную базу и все допуски, оказываются за бортом.
Если эти откатные схемы не разрушить, последствия для российских силовых структур могут быть крайне негативными. Вполне возможно, что это уже произошло, когда в середине февраля за четыре дня спецоперации, проводившейся силовиками на границе Чечни и Дагестана, 17 сотрудников правоохранительных органов погибли и 24 получили ранения. Конечно, нельзя утверждать, что только оружие или амуниция стали тому причиной. Но всю серьезность последствий поставок некачественных бронежилетов, изготовленных непонятно какими фирмами, необходимо осознавать.