Прошедшая неделя могла бы удивить активностью политологического и политтехнологического сообщества. «Инженеры человеческих душ», отдохнув после сентябрьского единого дня голосования, собирались в неофициальной обстановке и пафосных московских залах поговорить о выборах российских и не только, но имея в виду разные цели – в зависимости от степени приближенности к центрам принятия решений, а также от степени востребованности.
От Лены до Сены
Собрание комитета по политтехнологиям РАСО с разбором французских политических баталий и анализом российских выборов, неформальная и эмоциональная «Ночь после выборов», где разговоры предполагались настолько откровенные, что прессу не допускали, затем - пресс-конференция Российской Ассоциации политических консультантов, где ветераны электоральных боев и действующие технологи заученно вторили друг другу о безынтересности прошедшей кампании, и очередное собрание экспертного клуба «Регион», где заседающие сами себя именуют не иначе как политологи «кремлевского пула»…
О том, что прошедшая кампания была скучновата, не заявил только ленивый, о том, что партии не предложили электорату ничего свежего и важного – говорили многие. Некоторые отмалчивались, видимо потому, что именно они и подсказывали партиям те самые шаги, что привели к полученному результату. И тут, как водится – «у победы много отцов, а поражение – всегда сирота».
Что же было
Вкратце картину политтехнологи-практики и политологи описывали в таких выражениях: если и была где-то на округах политическая борьба, то этих округов было крайне мало; в Госдуму на этот раз практически не пошел бизнес, но есть тенденция к формированию когорты профессиональных «заседателей», которые будут за этот самый бизнес отрабатывать в депутатских креслах; говорили, как ни странно, о поражении всех политических партий, не собравших и растерявших свой электорат, вследствие чего из-за монополии одной партии (которая также набрала на 4 миллиона голосов меньше, чем в 2011 году) Госдуму можно будет называть «тишайшей».
Все сошлись на том, что партию-монополиста «вытянул» Президент своим участием и поддержкой – и это единственная, сакральная, фигура, в которую россияне еще верят.
В целом же выборы не сняли остроты политических и экономических проблем, а напротив, стали формой политического референдума о доверии Президенту, тем самым возложив на него еще большую ответственность за ситуацию в стране.
Юридическое сообщество (те самые «кровавые» электоральные юристы, о которых ходят легенды) поделились мнением, что, несмотря на изменения в составе ЦИКа, сезон удивил мягкостью подходов судов, что дало свободу некоторым кандидатам (отметим – от разных партий) нарушать законодательство, которое перед тем зачем-то ужесточали. Мягко говоря, удивила эдакая «юридическая шизофрения». Видимо, таким способом старались минимизировать активность и количество скандалов.
Что будет
Вообще, по оценкам некоторых политологов, во многих территориях решили использовать технологии «тишины», когда выборы идут словно сами собой и не отражаются на жизни региона. Впрочем, непонятно, отразятся ли на жизни региона тогда результаты таких выборов? И ведь именно сейчас население страны ожидает каких-то решений, ответов на больные вопросы, которых тем больше, чем меньше в кошельке денег, которые «съедает» кризис.
Впрочем, тут возникают вопросы и к самим регионам – в большом количестве территорий, по оценкам политконсультантов, так и нет реальной работы с мнением населения, нет того самого диалога, о котором давно говорят «наверху». Невелика и самостоятельность в решениях – некоторым это показалось даже поводом к введению «внешнего управления» в отдельных территориях.
И это – уже заявка на изменение подхода к управлению внутренней политикой в стране. В моменты, когда речь заходила о будущем выборов, региональной политике и состоянии отрасли, глаза «мэтров» подергивались поволокой, а «молодые волки» избирательных кампаний поигрывали мускулами.
Чем сердце растревожено
Секрет был прост – в ближайшие дни ожидается ряд встреч нового замглавы Администрации Президента, куратора внутренней политики Сергея Кириенко с тем самым сообществом политологов и политтехнологов. В связи с чем у давних приближенных есть и опасения на счет реальной оценки эффективности, и надежды на сохранения места «у кормушки» (не секрет, что многие заказы на проведение избирательных кампаний раздаются в высоких кабинетах, и «заказчикам» на территории бывает сложно возразить либо поменять команду даже при ее беспомощности). А у новой волны профессионалов электорального рынка тоже есть надежды, что их оценят и заметят, тем более, что Кириенко славен своей любовью к оптимизации.
Именно поэтому в нашем материале нет ни одной фамилии, дабы не повлиять на решения в высоких кабинетах. Впрочем, чтобы некоторые из фамилий были бы услышаны, в декабре их назовут в ходе церемонии награждения премией «Выбор», но, стоит заметить – выбирать будут из тех, кто заявится. И тут, надо полагать, высокой явки тоже ждать не стоит, несмотря на публичные примирения политологов и политтехнологов из разных сообществ.