Большая международная группа вирусологов из Университета Вандербильта, нескольких других американских университетов и Национального Сингапурского университета предлагает использовать моноклональные антитела 2D22 для вакцины против лихорадки денге и для лечения этой инфекционной тропической болезни.
Результаты исследований ученых опубликованы в последнем выпуске журнала Science.
Лихорадка денге – распространенная тропическая болезнь. По некоторым данным, ежегодно она поражает более 50 миллионов человек.
Передается она через укусы комаров. Болезнь опасна тем, что при тяжелых формах возникает внутреннее кровотечение, возможен и летальный исход.
В настоящее время, к сожалению, не существует ни специфических средств лечения лихорадки денге, ни вакцины от нее.
Правда, недавно стали проводиться клинические испытания вакцины, которые оказались не совсем удачными, поскольку она плохо защищала от I серотипа и вовсе не защищала от II серотипа вируса (известно четыре серотипа вируса денге, вызывающих лихорадку).
Как объясняет ведущий автор нынешнего исследования доцент Ши-Мей Лок (Shee-Mei Lok), II серотип, как оказалось, устроен гораздо сложнее, чем другие: он имеет чрезвычайно динамичную структуру и во время инфицирования, чтобы встроиться в клетку, меняет свою форму. Именно поэтому с этим серотипом так сложно справиться.
В своей нынешней работе вирусологи обнаружили моноклональные антитела 2D22, которые способны решить эту проблему. С помощью крио-электронной микроскопии они выяснили, как происходит процесс уничтожения этими моноклональными антителами вируса. Они увидели, как 2D22 связываются с оболочкой вируса, закрывая при этом примерно 2/3 его поверхности. В результате, вирус оказывается беспомощным – он не может изменить свою форму, чтобы попасть в клетку и инфицировать ее.
«Новые человеческие моноклональные анитела, которые нам удалось обнаружить, не только уничтожают II серотип вируса денге, они имеют потенциал для создания на их основе специфической терапии этой болезни и вакцины против нее», - говорит Ши-Мей Лок.
Сейчас ученые работают над тем, чтобы найти антитела, которые эффективно бы действовали одновременно против всех четырех серотипов вируса.