У людей, которые говорят как минимум на двух языках, вероятность столкнуться в старости со слабоумием значительно меньше. Причем, положительный эффект проявляется независимо от того, когда начинать учить второй язык – в молодом возрасте или уже в пожилом.
К этому выводу пришли ученые из Эдинбургского университета.
Предыдущие исследования неоднократно показывали пользу изучения иностранных языков для развития интеллектуальных способностей. Правда, оставался так и не решенным вопрос, когда же нужно начинать обучение - в детстве или уже во взрослом возрасте.
Группа под руководством доктора Томаса Бэка (Thomas Bak) из Центра исследования когнитивных функций при старении и когнитивной эпидемиологии Эдинбургского университета провела исследование, проанализировав способности к изучению языков и общий уровень интеллекта 835 шотландцев.
Данные были собраны благодаря другому крупному проекту, который стартовал еще в 1936 году. В 1947 году, когда участникам эксперимента было всего 11 лет, у них определили уровень интеллекта, а затем тест повторили уже в 2008 и 2010 году, когда им было уже за 70 лет. Выяснилось, что 262 респондента владели, как минимум, еще одним языком, кроме родного. Причем, 195 человек выучили второй язык в молодости, до того, как им исполнилось 18 лет. А вот 67 человек занялись изучением языков уже после 18-ти лет.
Как оказалось, все участники эксперимента, говорящие на нескольких языках, в старости показали выдающиеся интеллектуальные способности. Причем, положительный эффект проявлялся независимо от того, когда они учили эти языки - в молодости или уже во взрослом возрасте.
«Эти результаты имеют и важное прикладное значение. Многие люди начинают изучать языки в пожилом возрасте. Наше исследование показывает, что это в любом случае приносит пользу и может замедлить старение мозга», - говорит ведущий автор исследования доктор Томас Бэк.
Результаты исследований доктора Бэка и его коллег опубликованы в последнем номере журнала Annals of Neurology.