МВД России предлагает ужесточить правила выдачи оружия самообороны, которое все чаще становится оружием нападения. Неосторожное обращение, разборки на дорогах и пьяные ссоры с применением травматических пистолетов приводят к трагическим последствиям. Помимо введения обязательного экзамена МВД хочет усилить контроль за применением оружия самообороны.
МВД и Минздрав России почти одновременно взялись за ужесточение требований по приобретению и применению оружия самообороны. На руках у россиян уже 1,2 млн травматических стволов.
Поводом для введения ограничений стали участившиеся случаи незаконного использования гражданского оружия, в результате чего оказываются тяжело ранены или погибают люди. По нормам Минздрава, которые были установлены в законе «Об оружии» в 2008 году, из травматического пистолета можно стрелять не ближе чем с метрового расстояния и при этом следить, чтобы не нанести напавшему на вас человеку «тяжкого вреда здоровью».
Экзамен на стрелка
Ажиотажный спрос на «травматики» начался весной 2004 года, когда в магазинах появились боевого вида «макарычи» и «викинги». Люди стали вооружаться, а милицейские сводки пополнились сообщениями о несчастных случаях из-за неосторожного обращения и безответственности: «травматик» воспринимался людьми больше как игрушка, нежели как оружие.
Как рассказал Infox.ru начальник лицензионно-разрешительного управления ДООП МВД России генерал-майор Леонид Веденов, до 2007 года были единичные случаи неправомерного применения оружия самообороны, и они не требовали «особого нормативно-правового регулирования». Однако резкий рост подобных преступлений в последние два года спровоцировал необходимость ужесточения законодательства.
«Неосторожность обращения с оружием сподвигла нас выйти с идеей обязательного обучения граждан не только правилам обращения с оружием, но и юридическим навыкам перед получением лицензии на оружие в середине 2007 года, -- сказал в интервью Infox.ru генерал-майор милиции Леонид Веденов. -- А 2008 год, особенно его вторая половина, подтвердил наши наихудшие опасения».
Сейчас для получения разрешения на покупку оружия кандидату требуется минимум знаний по обращению с оружием, а сам процесс выдачи лицензии носит номинальный характер. Серьезное обучение наподобие системы получения водительских прав, по мнению Леонида Веденова, должно повысить ответственность будущих обладателей травматики. Кандидата также будут учить оказывать первую медицинскую помощь. Весь курс обучения на опытного стрелка закончится экзаменом.
Не секрет, что за определенное вознаграждение желающий получить лицензию без очереди может договориться с участковым или сотрудником отдела разрешительно-лицензионной работы (ОЛРР). Предложения об оказании подобной услуги нередко размещаются и в интернете. С нововведением, обещают в ДООП, повысится контроль и за нечестными сотрудниками милиции, которые занимаются выдачей лицензий. «Сейчас в этой работе много субъективизма, -- считает заместитель начальника отдела организации контроля оборота оружия ДООП МВД России Владимир Жихарев. -- Один инспектор принимает документы, он же проверяет и решает -- выдать лицензию или нет. Мы объективно это видим. Сейчас прорабатывается административный регламент, который четко определит процедуру выдачи лицензий не только для граждан, но и для наших сотрудников».
«Введение обязательного экзамена для владельцев оружия, конечно, может стать очередной коррупционной составляющей, как и при выдаче водительских прав, когда их просто продают, -- считает адвокат Игорь Трунов. – И еще вопрос: за чей счет будут проводиться эти обучающие курсы? Опять из бюджета за наш с вами счет. Кто-то хочет защититься, а другой должен оплачивать ему это». Адвокат считает, что в России необходимо создать ассоциацию владельцев оружия с членскими взносами для тех, кто желает завести оружие самообороны. А МВД будет контролировать эту организацию.
Вооруженная Россия
По статистике МВД России, 4,7 млн россиян уже имеют лицензию, а всего ими приобретено 5,8 млн стволов, из них – 1,2 млн газового оружия с возможностью стрелять резиновыми пулями (травматическое оружие). «Число не сокращается, а растет, и люди не собираются отказываться от этого оружия», -- заявил Владимир Жихарев.
Максимально допустимая кинетическая энергия пули в соответствии с законом «Об оружии» регламентируется нормами, утвержденными Минздравом. В начале выпуска комплекса «Оса» величина этой энергии, отраженная в действовавших на тот период «временных нормах», составляла около 112 Дж.При пересмотре «временных норм» в январе 2000 года величина максимально допустимой кинетической энергии была уменьшена до 65 Дж. Затем нормы вновь были пересмотрены и остановились на уровне 85 Дж, что было зафиксировано в «Нормах воздействия на человека поражающих факторов огнестрельного бесствольного оружия самообороны», утвержденных в декабре 2001 года Минздравом. У всех патронов, выпущенных в 2002 году и позднее, начальная кинетическая энергия пули составляет 85 Дж. Это при том, что служебный пистолет со свинцовой пулей имеет кинетическую энергию в 300 Дж. Резиновая пуля с энергией около 90 Дж может поломать ребра человеку даже в верхней (осенней) одежде.
Наиболее популярные виды травматического оружия -- пистолеты «Оса» (85 Дж) и «Макарыч» (от 30 до 75 Дж). Первый -- бесствольный пистолет направлен именно на физическое воздействие на нападающего, с «опрокидывающим эффектом», и имеет непрезентабельный вид. А «Макарыч» в первую очередь должен останавливать преступника своей визуальной схожестью с ПМ. Разговоры о том, что это оружие недейственно, не имеют под собой почвы, считают милиционеры.
Впрочем, правоохранители сомневаются, что травматическое оружие, даже с его нынешней мощностью, может широко применятся «профессиональными» преступниками. Этот вывод делается на основе характеристик изымаемого у бандитов оружия -- у криминала популярно боевое оружие. В то же время милиционеры признают, что в изъятом арсенале часто встречается газовое оружие, переделанное для стрельбы боевыми патронами. Так, в октябре прошлого года сотрудники ДЭП МВД и ФСБ России ликвидировали банду, которая занималась изготовлением боевого оружия из травматического и газового. Операция проводилась в Московской и Смоленской областях. По данным правоохранителей, это оружие использовалось для заказных убийств. Кстати, переделанными из газовых пистолетов в боевые были убиты журналистка Анна Политковская и заместитель Центробанка России Андрей Козлов. Но уже есть случаи, когда убийства совершаются и из травматики. 8 января в Москве был застрелен бизнесмен Виталий Гагиев, по предварительной информации, из травматического оружия. Две пули в голову оказались смертельными для предпринимателя.
Что же касается бытовых случаев применения оружия самообороны, то их счет только в Москве идет на десятки. При этом милицейские сводки содержат лишь серьезные эпизоды, которые заканчиваются для потерпевшего больничной койкой, а порой и смертью.
Гильза найдет преступника
В бытовых конфликтах оружие самообороны все чаще становится оружием нападения. Подобная безответственность вызвана тем, что оружие самообороны не отстреливается и данные о нем не вносятся в пулегильзотеку, считают в МВД. Вторая инициатива милиционеров наряду с экзаменами -- обязательный контрольный отстрел этого вида оружия, чтобы хозяина травматического пистолета или охотничьего ружья можно было найти по гильзе, которая осталась на месте преступления. Сейчас эти правовые наработки находятся в МВД, которое, однако, не обладает законодательной инициативой. Сначала предложения должны быть одобрены правительством, а уж только потом дело дойдет до Госдумы, отмечают Infox.ru в ведомстве.
Как не попасть в тюрьму
В Уголовном кодексе России прописано, что человек может защищать свою жизнь и здоровье всеми доступными на момент нападения способами. Статья 37 УК России гласит, что самооборона считается правомерной, «если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства». И тут же следует оговорка, что не являются превышением «действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения».
Как заявил Infox.ru адвокат Игорь Трунов, нормы о пределах допустимой самообороны расписаны умышленно расплывчато, и следователь в каждом конкретном случае принимает решение на свое усмотрение.
«То, что в стране разрешили свободное ношение и хранение травматического оружия – это признак демократического общества. А вот эти ограничения -- по расстоянию, соотносимости грозящей опасности и причиняемого вреда при самообороне -- признаки тоталитарного государства, -- считает Игорь Трунов. -- Во всем этом даже нам, юристам, в спокойной обстановке трудно разобраться, а в критической ситуации, при нападении никто не сможет придерживаться норм того же Минздрава. Или придется погибать. Суть рыночных отношений -- ваши проблемы, сами решайте, сами обороняйтесь. Ведь пока труп поперек квартиры не ляжет, ни до кого не докричишься, никого не дозовешься».