Игра со статистическими данными часто приводит к неправильному их пониманию. Даже специалисты ошибаются в оценке значимости информации, представленной в относительной форме.
Кандидаты в президенты используют статистику, чтобы убедить избирателей, фармацевтические компании -- чтобы продать лекарства, а СМИ -- где только могут найти ей применение. Но практически никто не понимает, что конкретно означают приведенные цифры. Большой проблемой отсутствие статистической грамотности становится для врачей, которым надо определить и объяснить риск при приеме препарата или хирургическом вмешательстве.
[v1]
Большая команда психологов из Германии и США решила изучить, как статистика влияет на ситуацию в обществе и здравоохранении.
Выяснилось, что у проблемы статистической безграмотности есть две стороны. Одна -- это в первую очередь вводящие в заблуждение способы, которыми статистические данные представляются в относящихся к здоровью темах. Вторая -- это необразованность потребителей статистической информации. Как говорят исследователи, такая комбинация подобна бомбе.
Например, в середине 1990-х годов в британской прессе появилось сообщение, что новые оральные контрацептивы увеличивают в два раза (или на 100%) риск образования тромбов. Эта информация привела к массовой панике среди женщин, которые немедленно решили отказаться от такой формы контроля над рождаемостью. Как результат -- 13 тыс. «лишних» абортов только в Англии и Уэльсе в течение года после публикации.
Как говорят авторы исследования, если бы общественности сообщили, что риск увеличивается с одной из 7 тыс. женщин всего до двух, паники не случилось бы. А британская национальная служба здравоохранения осталась бы при своих $70 млн, которые в итоге пришлось потратить на борьбу с последствиями отказа от контрацепции.
Исследователи пишут, что статистические данные, которые касаются здоровья, вообще часто представляют с точки зрения относительных рисков, которые в таком случае способны оказаться достаточно большими. Что не может не привлекать внимания общественности.
Например «100-процентное увеличение» серьезно вводит в заблуждение, но при этом потребитель не получает количественной информации. Вариант «1 из 7000» более понятен и вызывает меньше нездоровых сенсаций. Которые, как утверждают ученые, очень любят медицинские СМИ, фармацевты и страховые компании.
Авторы приводят результаты нескольких опросов, во время которых врачи оказались не способны точно интерпретировать полученные данные, когда те представлялись в форме условных вероятностей. В тесте, где предложили результаты исследования пациента с подозрением на рак прямой и ободочной кишки, даже опытные врачи предложили вероятность опухоли в диапазоне от 1 до 99%. Причем большинство склонялось к 50-процентной вероятности. Правильный ответ, а на самом деле он составлял 10%, доктора дали только тогда, когда данные им представили в привычной числовой форме.
По словам авторов, ценой такой ошибки легко может стать человеческая жизнь.
Как говорят ученые, «статистическим жонглерам» стоит задуматься над тем, какой эффект их сообщение может произвести на потребителя. А потребителю, чтобы жить спокойно, -- внимательно изучать статистические данные.
Результаты исследования опубликованы в журнале Psychological Science in the Public Interest.