Накануне нового учебного года Infox.ru попросил представителей конфессий оценить первые итоги преподавания экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики». Иудеи смягчили жесткую позицию, которую занимали вначале. Вопиющих нарушений нет, но работать есть над чем, считает пресс-секретарь главного раввина России и автор учебного пособия по основам иудейской культуры Андрей Глоцер.
Через две недели начнется второй этап преподавания школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент проходит в 18 регионах России. Курс рассчитан на конец 4-го – начало 5-го класса. Эксперты говорят, что серьезные итоги пока рано подводить, но некоторые промежуточные результаты увидеть можно.
Еврейская община, как и РПЦ, в целом оценивает их положительно. Хотя на этапе подготовки именно иудеи и мусульмане выступали с наиболее жесткой критикой. В частности, обе конфессии не поддерживали идею разделения школьников по религиозному признаку. Они высказывались за один общий курс. В итоге сошлись на компромиссном варианте: конфессиональные модули плюс два нейтральных – основы мировых религий и основы светской этики. «Мы благодарны Министерству образования, что нашу позицию приняли во внимание», -- прокомментировал пресс-секретарь главного раввина России и автор учебного пособия по основам иудейской культуры Андрей Глоцер.
Практика подтвердила опасения иудеев насчет готовности педагогических кадров. «Мы столкнулись с тем, что школы разными путями стремятся минимизировать число преподаваемых у себя модулей, в том числе за счет нашего», -- говорит Глоцер. И добавляет: «Это не имеет никакого отношения к антисемитизму. Просто учителей объективно не хватает. И это надо исправлять. Иначе нельзя обеспечить по-настоящему свободный выбор, который был продекларирован. Если даже два ученика выбрали основы иудейской культуры, им надо пригласить педагога».
Дефицит преподавательских кадров был неизбежен при той поспешности, с какой вводился курс, считает Глоцер. Крайне сжатые сроки определили и огрехи в качестве учебников. «Мы писали пособие за два месяца. Первая редакция была абсолютно негодной, ее нельзя было показывать детям. Нынешняя – максимально удачная при тех условиях, в которых нам пришлось работать», -- поделился Андрей Глоцер. Он признал, что и учебники и саму методику преподавания нового школьного предмета еще предстоит совершенствовать.