Занижение прогнозных цен на нефть в бюджете приведет к срезанию расходов на науку, здравоохранение и сельское хозяйство на 30%, предупреждает министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Вице-премьер Алексей Кудрин уверен в обоснованности такого подхода к формированию бюджета.
Министр финансов Алексей Кудрин уверен в необходимости закладывать в бюджет заниженные прогнозы цен на нефть. Если цена на нефть составит $70 за баррель, то дефицит бюджета будет равен 4% ВВП, а если вдруг нефть подешевеет до $50, то дефицит будет 8%, «а это опасный уровень», заявил Алексей Кудрин.
Выступавшая следом министр экономического развития Эльвира Набиуллина усомнилась в такой тактике. Она считает целесообразным закладывать в бюджет «консервативные, но реалистичные» прогнозы $76-79 за баррель на ближайшие четыре года (в пятницу нефть стоит $77,7 за баррель). Если планировать расходы бюджета, исходя из заниженных нефтяных цен, как предлагает Минфин, то при сохранении социальных выплат и расходов на оборону придется сократить на 30% в реальном выражении расходы на науку, здравоохранение, образование и сельское хозяйство, предупредила она.
Коллегия Минфина должна была состояться еще 2 апреля. По неофициальной информации, из-за взрывов в московском метро 29 марта заседание коллегии было решено перенести на неопределенный срок. Затем мероприятие планировалось на 28-29 апреля. В итоге в четверг в Доме правительства прошло уже совместное заседание коллегий Минфина и Минэкономразвития с участием премьер-министра Владимира Путина.
Помимо законодателей и чиновников экономического блока правительства в заседании приняли участие представители бизнеса (например, президент РСПП Александр Шохин, президент «Опоры России» Сергей Борисов, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, управляющий директор «Тройки Диалог» Андрей Шаронов и другие) и представители научного сообщества (научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин, ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев, академик РАН Сергей Глазьев, исполнительный директор Института экономики переходного периода Сергей Приходько и другие).
Начать заседание планировалось в 13.00 по московскому времени, но, по слухам, ждали прилета Владимира Путина, и мероприятие началось в 13.34. Открывая его, заместитель председателя правительства, министр финансов Алексей Кудрин в связи с задержкой предложил сконцентрироваться не на итогах деятельности в 2009 году, а на задачах на текущий год. Затем Алексей Кудрин на полчаса передал слово Владимиру Путину. Премьер констатировал, что в 2009 году из-за кризиса правительству пришлось перераспределять средства, и то, что могло пойти на модернизацию, пошло на антикризисные меры. «О полном завершении кризиса говорить пока рановато, явно преждевременно», -- сказал Владимир Путин, но успокоил тем, что с января по апрель инфляция в России составила 3,5%. И министры получили задачу продолжать снижать цены не за счет сокращения спроса, а благодаря «повышению производительности труда, снижению издержек, эффективному антимонопольному регулированию». И сократить дефицит бюджета до 3% ВВП к 2012 году и до нулевого уровня к 2015 году. Политика накопления резервов, по мнению Владимира Путина, полностью себя оправдала в кризис, и после его завершения надо к ней вернуться.
Значительную часть своей речи Владимир Путин посвятил оправданию программы повышения эффективности бюджетных расходов. Он заявил о необходимости «тщательного анализа уроков кризиса» для уяснения того, какие антикризисные меры пора отменять, какие продлить в 2011 году, а какие ввести на постоянной основе. Председатель кабинета министров сказал, что не жалеет о потраченных в кризис средствах.
Алексей Кудрин напомнил, что развитые страны в последние годы активно наращивали свой долг. Объем долга Франции вырос с 20% ВВП в 1980 году до 77% в настоящее время, Германии -- с 39% в 1990 году до 73% сейчас. Но долг развивающихся стран, включая Россию, не должен превышать 30-40% ВВП. Кризис в мире привел к суверенизации частных долгов. «В Европе национальные долги уже перекладываются на наднациональные структуры, -- сказала Эльвира Набиуллина. -- Куда перекладывать долги дальше, неизвестно». Министр предупредила об опасности быстрого сокращения сальдо торгового баланса в России. «Импорт растет в четыре раза быстрее экспорта и в три раза быстрее внутреннего спроса», -- сказала она.
Минэкономразвития выделило семь приоритетов 2010 года: инвестиционный климат, стимулирование инноваций, энергоэффективность, развитие малого и среднего бизнеса, интеграционные процессы, управление госсобственностью и приватизация, а также качество госуправления и услуг.
После главы Минэкономразвития с 15-минутным докладом выступал председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, а за ним -- губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Затем, перед тем как покинуть зал заседаний, слово вновь взял Владимир Путин и сделал несколько замечаний по поводу предыдущих докладов. «Вот Олег Вячеславович (Вьюгин. -- Infox.ru) говорит, что надо заканчивать антикризисные меры в нефинансовом секторе. А в финансовом не надо сворачивать?» -- пошутил премьер-министр. «А Алексей Леонидович (Кудрин. -- Infox.ru) говорит, что, когда у нас закончится резервный фонд, мы станем похожи на другие страны, -- продолжил премьер. -- Мы и сейчас похожи».
В заключение он сказал, что руководителям обоих министерств (Минфина и Минэкономразвития) удавалось находить здоровый компромисс, и выразил надежду, что и впредь им это будет удаваться.
После того как ровно в 16.00 Владимир Путин покинул зал заседаний, уходить стали и другие участники заседания. Выступающий за премьером глава Счетной палаты Сергей Степашин начал с упреком считать выходящих из зала: «Министры, губернаторы…» «Выходят из вашего министерства люди-то», -- попытался оправдаться Алексей Кудрин. Но оказалось, что от Счетной палаты Сергей Степашин в правительстве был один.