РЖД склеивает рельсы
По словам источника Infox.ru в РЖД, первыми могут объединиться Западно-Сибирская, Красноярская и Восточно-Сибирская железные дороги с центрами в Новосибирске, Красноярске и Иркутске соответственно.
В пресс-службе Красноярской железной дороги подтвердили, что такая возможность обсуждается. «Но когда будет принято соответствующее решение и где будет центр объединенного филиала, нам пока не сообщали», – добавил представитель пресс-службы. Источник Infox.ru утверждает, что центр сибирских железных дорог будет в Иркутске.
Начальник пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев уверяет, что объединение филиалов не вызвано кризисом, а предусмотрено программой структурной реформы РЖД, которая «является документом для служебного пользования». «Превращение РЖД в холдинг, на которое и нацелена программа, предусматривает объединение региональных филиалов», – подтверждает Дмитрий Перцев.
«Сейчас происходит апробация некоторых нововведений на Красноярской железной дороге, на Октябрьской», – рассказывает он. Удачную модель реструктуризации управления могут распространить и на другие филиалы РЖД в стране. Программа предусматривает завершение структурной реформы в 2010 году, а реализация структурной реформы «идет по графику», поэтому об окончательном объединении говорить рано, отмечает Дмитрий Перцев.
Начальник отраслевого аналитического отдела агентства InfoLine Михаил Бурмистров предупреждает, что «интеграция филиалов -- болезненный процесс, и когда кризис сопровождают еще и организационные перестройки, это редко приводит к позитивным результатам». Но эксперт отмечает, что вопрос укрупнения филиалов назревал давно, и в целом относится к нему положительно. «Казахстан, например, давно объединил три свои дороги в одну», -- напоминает он.
Михаил Бурмистров замечает: «Где будут центры этих структур, не в последнюю очередь зависит от закулисных игр и лоббистских возможностей руководителей этих филиалов».
Аналитик Банка Москвы Михаил Лямин полагает, что «за счет объединения филиалов РЖД сможет резко сократить штат сотрудников на местах». Монополия вынуждена экономить из-за падения объемов грузоперевозок. «Кроме того, на 2009 год было решено сдерживать рост тарифов на железнодорожные перевозки, из-за чего РЖД лишается значительной части доходов», – добавляет аналитик.
В апреле официальные представители РЖД заявляли, что в 2009 году монополия планирует получить 49,7 млрд руб. чистого убытка против 13,4 млрд руб. прибыли в 2008 году и сократить 53,7 тыс. работников за счет выхода сотрудников на пенсию, увольнений по собственному желанию и сокращения вакансий. Пассажирооборот компании снизится по итогам года на 8,5% вместо планируемого в начале года роста на 1%. Но пассажирские перевозки всегда были убыточны для РЖД, поэтому это не главная причина оптимизации расходов, говорит Михаил Лямин.
Аналитик ИК «Проспект» Ольга Тычкова подчеркивает: «Объединить филиалы было бы логично. Во-первых, по отдельности они тратят больше денег, а во-вторых, легче установить жесткий контроль над одним филиалом, чем над тремя».
Аналитик ИК «Тройка Диалог» Кирилл Казанли напоминает, что вместо планируемого повышения тарифов в 2009 году как минимум на 14% РЖД может рассчитывать на повышение лишь на 7,5-8%. «Проблема РЖД в низкой эффективности. Около 60 процентов расходов РЖД -- фиксированные и не зависят от объема грузоперевозок. Поэтому компания может сократить расходы, сократив время простоя составов, упростив процедуры заключения соглашений с грузоотправителями, улучшив логистику, и с помощью других способов повышения эффективности».
РЖД уже приступило к резкому сокращению. Дочерняя компания РЖД ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» уволила почти всех работающих пенсионеров, а около половины остальных сотрудников перевела на сокращенный рабочий день или отправила в принудительные отпуска, рассказал Infox.ru сотрудник института.
Но и этих антикризисных мер монополии может быть недостаточно, и государство уже пообещало выделить РЖД 100 млрд руб.