Минюст предложил лишить «особого правового статуса» сотрудников российских спецслужб, правоохранительных и судебных органов. Список обладателей иммунитета от уголовного преследования слишком велик, считают в прокурорской среде. Однако другие юристы уверены, что снятие с VIP'ов «особого статуса» лишь усугубит коррупцию в правоохранительной системе.
Первый заместитель главы Минюста России Александр Савенков в пятницу предложил сократить число категорий и лиц, пользующихся особым правовым статусом при уголовном преследовании. В этот список сейчас, в частности, входят судьи, прокуроры, адвокаты, депутаты, сенаторы, а также ряд высших должностных лиц государства.
«В целях установления справедливого и доступного законодательства для всех граждан следует сократить количество категорий лиц, в отношении которых осуществляется особый порядок судопроизводства и лиц с особым правовым статусом», -- сказал Савенков, передает РИА «Новости». «У нас этот список невероятный», -- заметил он.
Идею сократить список «особых» граждан Александр Савенков озвучил в пятницу на парламентских слушаниях в Совете федерации «О законодательном обеспечении реализации Национального плана противодействия коррупции».
Кто лишний
Первыми претендентами на лишение иммунитета Савенков назвал сотрудников российских спецслужб, правоохранительных и судебных органов.
Минюст предложил внести изменения в законы по прокуратуре РФ, о Федеральной службе безопасности, таможенных органах РФ и о статусе военнослужащих. «Установление для этих служащих ограничений, которые существуют для гражданских служащих, поможет борьбе с коррупцией», -- сказал Савенков. Впрочем, о каких-либо конкретных нормативных документах по этому поводу Савенков не сообщил. В пресс-службе Министерства юстиции пока не смогли прокомментировать жизнеспособность этой инициативы.
Вместе с тем Юрий Чайка и Верховный суд (ВС) РФ еще с лета 2008 года готовят законопроект, облегчающий начало уголовных расследований в отношении высокопоставленных лиц. Заниматься расследованиями дел в отношении VIP-персон предлагается не сотрудникам следственного комитета, а подчиненным Юрия Чайки -- работникам Генпрокуратуры. По мнению экспертов, судьи хотят снять с себя лишнюю ответственность и риск быть заподозренными в коррумпированности, а прокурорские работники -- постепенно вернуть полномочия по расследованию уголовных дел, которые забрал СКП России в сентябре 2007 года.
Сейчас, согласно 448 статье УПК, возбудить уголовное дело в отношении подобной категории граждан можно только после заключения суда о наличии в их действиях признаков преступления. Статус неприкосновенности имеют члены Совета федерации и депутаты Госдумы, судьи Конституционного и Верховного судов, прокуроры -- от генерального до районного и следователи -- от руководителя следственного комитета до районного следователя. Кроме того, таким статусом обладают бывшие президенты России, кандидаты на эту должность, глава Счетной палаты вместе с заместителем и всеми аудиторами, уполномоченный по правам человека, адвокаты и члены всех избирательных комиссий страны.
Прежде чем поставить вопрос о возбуждении уголовного дела против лица с «особым статусом», прокуратура должна обратиться с ходатайством в суд -- либо в областной, либо в Верховный -- с просьбой дать заключение о наличии признаков преступления в действиях этого лица. «Я полагаю, что это совершенно излишняя процедура», -- заметил ранее председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Если законопроект будет принят в его нынешнем виде, для возбуждения уголовных дел в отношении судей будет достаточно решения квалификационной коллегии суда, в отношении депутатов Госдумы -- решения нижней палаты парламента, в отношении сенаторов -- решения Совета федерации. Кстати, до 2002 года так и было: разрешение на возбуждение уголовного дела давали те профессиональные сообщества, к которым принадлежали спецсубъекты.
Президент Московской адвокатской палаты Генри Резник в интервью Infox.ru заявил, что при принятии подобных решений следует соблюдать осторожность. «Особый статус судопроизводства является составной частью независимости депутатов, адвокатов и судей», -- отметил юрист. Резник подчеркнул, что принятие решений о сокращении списка чиновников, пользующихся особых статусом, может привести к дальнейшему увеличению полномочий органов следствия. Это негативно скажется на состоянии страны. «Не все, что годится для Швейцарии, годится для России», -- резюмировал адвокат.
О том, что лишение «особого статуса» ведет к политически мотивированным арестам, заявляют защитники некоторых политических деятелей, попавших под следствие.
Сенаторы
Так, в 2006 году своего статуса был лишен сенатор от Башкирии Игорь Изместьев. Следственный комитет при прокуратуре России в начале марта предъявил сенатору обвинения в организации убийства предпринимателя Юрия Бушева (в апреле 1998 года Бушев был ранен, а его охранник погиб). Парламент Башкирии инициировал отзыв Изместьева из Совета федерации. Экс-сенатор уехал в Швейцарию. В январе 2007 года во время переговоров в Киргизии экс-сенатор был арестован и доставлен в Россию. 16 марта 2007 года прокуратура предъявила экс-сенатору новые обвинения, в частности в терроризме и покушении на жизнь сына президента Башкирии Урала Рахимова. В настоящее время Изместьев ожидает суда. Сам экс-сенатор называет это дело «заказным».
В том же 2006 году под следствием оказался другой член Совета федерации -- сенатор от Калмыкии Левон Чахмахчян. 2 июня 2006 года при получении $300 тыс. он и его зять, помощник аудитора Счетной палаты Армен Оганесян, были задержаны в офисе авиакомпании «Трансаэро». По данным следствия, они организовали незаконную проверку «Трансаэро», после чего потребовали взятку за сокрытие ее результатов. 17 июля 2008 года Мосгорсуд приговорил Чахмахчяна и Оганесяна соответственно к девяти и восьми годам лишения свободы. Чахмахчян свою вину не признал.
Адвокаты
Интересно, что адвокат экс-сенатора Борис Кузнецов тоже был лишен иммунитета и отдан под следствие из-за дела Чахмахчяна. Следственное управление по Москве СКП России предъявило адвокату Борису Кузнецову, уже получившему политическое убежище в США, заочное обвинение в разглашении гостайны. По мнению следствия, в Верховном суде РФ, когда решался вопрос о снятии с Чахмахчяна иммунитета сенатора, Кузнецов, давший подписку о неразглашении секретных материалов по делу, сфотографировал в деле справку ФСБ с грифом «секретно», в которой говорилось о прослушивании телефонных переговоров Чахмахчяна. Сначала адвокат Кузнецов показал секретную справку своей коллеге по адвокатскому бюро, а затем представил документ в Конституционный суд. По мнению Бориса Кузнецова, дело экс-сенатора было во многом спровоцировано спецслужбами, преследование Кузнецова его коллеги в кулуарах называли не иначе как происками недоброжелателей того в Верховном суде и Генпрокуратуре.
В прошлом году Генпрокуратура пыталась лишить статуса адвоката защитницу Михаила Ходорковского Карину Москаленко, однако представление было отклонено квалификационной комиссией Адвокатской палаты Москвы. В 2005 году аналогичные представления -- и с аналогичным результатом -- направлялись в адвокатские палаты Москвы и Санкт-Петербурга в отношении других защитников Ходорковского -- Юрия Шмидта, Антона Дреля, Елены Левиной, Дениса Дятлева и Альберта Мкртычева.
Прокуроры
Уже три года в Новосибирске и Москве продолжаются судебные тяжбы между прокуратурой Новосибирской области и областным ГИБДД. Поводом для скандала стала случайность. В 2005 году новосибирский госавтоинспектор Анатолий Бугурнов остановил за превышение скорости иномарку. За рулем машины оказался пьяный помощник прокурора Железнодорожного района Новосибирска. Однако сотрудник прокуратуры опротестовал решение автоинспектора о привлечении его к уголовной ответственности.
Вскоре районный суд признал Бугурнова виновным в превышении полномочий. Инспектор был уволен со службы и получил четыре года условно. В сентябре 2006 года Новосибирский областной суд отменил приговор первой и второй инстанций и назначил новое рассмотрение дела в Заельцовском районном суде при другом составе. В ходе заседания сотрудник милиции был полностью оправдан.
Сотрудник районной прокуратуры так и не был привлечен к уголовной ответственности: коллеги не нашли в его действиях состава преступления, а бывший госавтоинспектор Анатолий Бугурнов на днях получил компенсацию за ложные обвинения в размере 100 тыс. рублей.
Судьи
В 2006 году председатель Черемховского райсуда Иркутской области Михаил Добринец, по данным облпрокуратуры, совершил изнасилование студентки, проходившей практику в возглавляемом им суде. Девушка надолго попала в больницу, в то время как Добринец продолжал исполнять обязанности председателя суда. Спустя год разбирательств, 1 октября 2007 года Квалификационная коллегия судей Иркутской области лишила Добринца статуса судьи. Только 19 октября 2007 году глава Следственного комитета при прокуратуре России Александр Бастрыкин смог возбудить в отношении Добринца уголовное дело. Бывший судья ожидает суда.