Серьезное увеличение транспортного и пассажирского потоков характерно для всех мегаполисов. От переизбытка машин страдают не только в Москве или Екатеринбурге, но и, например, в Нью-Йорке и Лондоне. Каждая страна и каждый город ищут способы борьбы с пробками, загрязнением воздуха и другими проблемами.
Одно из возможных решений предложил английский проектировщик Хью Фрост (Hugh Frost). Основная идея Фроста заключается в том, чтобы сделать городской транспорт более эффективным. Для этого, по его мнению, необходима новая городская транспортная система. По его замыслу эта система должна включать в себя принципиально новую структуру городской логистики и соответствующие такой схеме транспортные средства.
Долгое время Фрост занимался развитием грузовой логистики в различных промышленных сферах. Он проводил наблюдения, по результатам которых пришел к выводу, что пассажирские и грузовые системы часто как бы накладываются друг на друга. Таким образом, если найти возможность часть этих систем совместить в одну общую, то это позволит уменьшить количество транспорта на улицах.
Чтобы подобное стало возможным, необходимо развить центры консолидации для пассажиров и грузов. Многие из этих элементов уже существуют, и их надо только связать в единую инфраструктуру, такую, например, как станции автобуса и склады. Расположить такие центры возможно на главных автобусных остановках и в концентрациях розничных коммерческих точек.
Исследования проведенные в Лондоне, показывают, что внедрение альтернативных грузовых систем, включая использование так называемых центров консолидации на городских территориях, может дать исключительные результаты. Так, например, по результатам одного из таких исследований, можно добиться среднего сокращения времени поездки до двух часов и приблизительно на 75% сократить выбросы CO2.
Для того чтобы достичь таких целей, необходим принципиально новый вид транспорта, который бы отвечал всем экологическим нормам и позволял бы совмещать перевозку грузов и пассажиров. Для этого Фрост предложил использовать городской автобус и разработал концепт грузопассажирского автобуса, так и назвав его.
FreightBUS способен заменить собой маленькие развозные фургончики, при этом оставаясь полноценным городским автобусом. Он рассчитан на 150 пассажиров, включая 52 сидячих места, и 35 грузовых отсеков (эквивалентных 35 европоддонам). Благодаря специальному устройству транспортировать, загружать и отгружать груз можно будет так же просто, как совершать обычную поездку на транспорте, причем отнимать это будет буквально секунды.
Разработчики нового автобуса не остановились только на том, чтобы усовершенствовать грузовые отсеки. Они пошли в ногу со временем и даже забежали немного вперед, придав автобусу поистине футуристический облик, напоминающий космический корабль. Но дизайн автобуса далеко не главная его особенность.
Прежде всего создатели «концепт-баса» стремились добиться нулевой эмиссии. Для этого были использованы все передовые технологии. В результате гибридная система, которую решили установить на автобус, получит электродвигатель, способный питаться как от батарей, так и от водородных топливных элементов. Гибридная система также предложена с двухлитровым двигателем на сжиженном природном газе. Чтобы уменьшить энергопотребление и увеличить время работы без дополнительной подзарядки, конструкторы предложили заменить центральную моторную систему транспортного средства на несколько небольших электромоторов, каждый из которых отвечает за работу одного колеса. Такое новшество, по словам разработчиков, позволит экономить до 50% энергии и подзаряжать батареи на 80% практически за одну минуту. А устройства для подзарядки Фрост предлагает разместить на конечных станциях. При поездках на дальние расстояния подзарядка батарей предусматривается от двухлитрового газового генератора.
Этот городской автобус пока только концепт, и ожидать его появления на улицах в ближайшем времени не приходится. Но Хью Фрост верит в будущее своих разработок. Он запатентовал все инновационные решения и принял участие в конкурсе «Новый автобус для Лондона». В конкурсе автобус Фроста не победил, но о себе заявил. Сейчас Фрост ищет инвесторов, готовых вложить деньги в его разработки. И кто знает, в какой стране первыми обратят внимание на этот проект и на улицах какого города через несколько лет можно будет проехать на таком автобусе.