Принятие поправок к закону об ОСАГО откладывается на три месяца. Эти поправки, в частности, касаются оформления документов о ДТП -- согласно им, оформление может осуществляться без участия сотрудников ГИБДД. Однако представители страховых компаний утверждают: вызывать инспектора на место аварии обязательно.
Если произошло мелкое ДТП и вред причинен только имуществу, если авария произошла с участием двух транспортных средств, а гражданская ответственность владельцев застрахована по ОСАГО, если нет разногласий у участников происшествия, то оформить документы можно будет без участия сотрудников ГИБДД, но только с 1 марта будущего года.
Ранее было объявлено, что изменения вступят в силу с первого декабря. Но позже нововведение отсрочили на три месяца. Есть мнение, что причиной паузы стали действия страховщиков, опасающихся волны фиктивных обращений и, соответственно, выплат денег за несуществующие ДТП. Отведенные три месяца необходимы им для доработки нормативных баз.
«Весьма вероятно в этой связи увеличение случаев мошенничества. К сожалению, слишком большой процент населения сегодня не считает страховое мошенничество преступлением», -- поделился своим мнением директор центра андеррайтинга и управления продуктами для физических лиц и малого бизнеса страховой компании РОСНО Александр Гурдус.
Как рассказали Infox.ru в РОСНО, для того чтобы происшествие было рассмотрено как страховое событие, необходимы будут документы, которых хватит для регистрации факта страхового события. То есть в них должно отслеживаться, что событие было, когда именно оно произошло, где, с какими участниками и с какими повреждениями. Все данные должны быть четко и правильно зафиксированы.
По словам Александра Гурдуса, вряд ли стоит ожидать возникновения организованных групп мошенников, так как выплаты предусмотрены сравнительно невысокие. А вот простые, в целом законопослушные граждане порой не считают зазорным приписать к страховому событию дополнительно то, чего на самом деле не было. Если при составлении документов не будет сотрудников ГИБДД, отказаться от искушения станет сложнее. Чтобы минимизировать возможные потери, страховщики будут закладывать их в стоимость страховых полисов.
«Таких случаев (мошенничества. -- Infox.ru) явно станет больше, и они повлияют на общий объем убытков страховых компаний и, следовательно, в перспективе -- на увеличение тарифов», -- считает Александр Гурдус.
«Да так и надо делать. Больше напишешь -- больше шансов хоть что-то получить. Если бы я недавно уже разбитую до ДТП фару не приписал, то выплаченных денег на реально полученный ущерб не хватило бы», -- рассказал владелец Mazda 3 Алексей.
Впрочем, это не единственная проблема, с которой придется столкнуться, считают страховщики. По словам представителя компании РОСНО, у людей часто возникают трудности при самостоятельном оформлении документов.
«Несмотря на то что бланки фиксации ДТП по ОСАГО достаточно наглядны, мы ожидаем, что большая их доля будет оформляться с существенными ошибками, которые будут затруднять принятие решения о страховом событии», -- рассказали представители компании.
Кроме того, на сегодняшний день отсутствует какой-либо единый реестр повреждений, что не позволяет страховым компаниям единообразно определять размеры выплат. Среди страховщиков порой тоже встречаются недобросовестные и ненадежные финансовые игроки, и это создает трудности при расчетах между самими компаниями.
По оценкам специалистов, первое время введенные поправки часто будут давать сбои. Эксперты считают, что не менее 40% случаев будут нестандартны и потребуют индивидуального подхода.
Было бы наивно полагать, что при внесении новшеств в оформлении ДТП для получения компенсации по ОСАГО не будет никаких проблем. Однако отказываться от идеи прямого урегулирования тоже не выход. Зарубежная практика показывает, что такие меры помогают сохранить время, сберечь нервы и уменьшить пробки.
«На мой взгляд, перечисленные проблемы не являются причиной для того, чтобы не вводить прямое урегулирование. В других странах на это ушли десятилетия. У нас прошло всего пять лет. Даже тарифы по ОСАГО еще не приведены в соответствие с реалиями. Конечно, было бы лучше, если бы большинство проблем удалось решить заранее, но придется многое доделывать на ходу», -- поделился своим мнением Александр Гурдус.