Папы внебрачных детей боятся конкуренции со стороны новых партнеров своих экс-подруг. По данным социологов, боязнь приводит к тому, что мужчины отдаляются от собственных детей, хотя для сохранения отношений нужны совсем небольшие усилия.
На общение рожденного вне брака ребенка с отцом не могут не влиять романтические отношения, которые возникают у матери ребенка с новым мужчиной. Так как рожденных вне брака детей становится все больше, проблема с каждым днем все актуальнее. Поэтому данный аспект внесемейных отношений решила выяснить Карен Бенджамин Гуззо (Karen Benjamin Guzzo), сотрудница факультета антропологии и социологии университета Куцтауна в Пенсильвании. Для своего исследования она воспользовалась данными масштабного анкетирования «Исследования благополучия детей в хрупких семьях», в рамках которого социологи опросили неженатых родителей детей, рожденных в 1998-2000 годах. Взрослых опрашивали сразу, а также через 12, 24, 36 и 60 месяцев после рождения ребенка.
В опросе есть тонкость: не все отцы согласились в нем участвовать. Среди тех, кто жил вместе с подругой и общими детьми, таких оказалось 90%. Зато среди тех, кто живет отдельно, -- всего 38%.
Карен Гуззо исследовала только пары, изначально проживающие раздельно или разъехавшиеся вскоре после рождения ребенка. Первое, что выяснила социолог, -- оставшиеся в одиночестве матери склонны вступать в новые романтические отношения. Дело в том, что когда социологи концентрировались на совместно проживающих партнерах, то 70% мам заявили, что таких у них нет. А треть оставшихся рассказали, что их новый друг не принимает никакого участия в жизни и воспитании ребенка. Вопросы Гуззо помогли понять, что отдельно живущих мам, которые не заводили новых романтических знакомств в первые годы жизни их малыша, всего 44%.
Мамы о папах
Затем матерей попросили рассказать о том, посещают ли биологические отцы их ребенка. Как часто и какого рода деятельность они выполняют: играют ли, кормят ли, помогают ли выполнять развивающие упражнения и укладывают ли ребенка спать. На те же вопросы матерей попросили ответить и по отношению к их новым постоянным партнерам (если такие, конечно, есть). Карен Гуззо отмечает, что учитывала в основном данные о посещении отцов, которые предоставили матери. Во-первых, это стандартная практика для подобных опросов. Во-вторых, отдельно живущие отцы не принимали активного участия в опросе и мнения матерей пришлось учесть для увеличения числа рассмотренных случаев.
В исследовании выяснилось, что отцы по большей части перестают посещать своего ребенка, если мать вступает в новые отношения в течение года после родов. В особенности это верно для новых отношений, подразумевающих совместное проживание, а также что новый партнер активно вовлечен в воспитание ребенка.
Отцы, которые занимались своими отдельно живущими детьми в первые годы их жизни, также отходят в сторону при появлении у их экс-подруг нового партнера. Но, говорит Гуззо, тут есть один нюанс: когда новый мужчина исчезает за горизонтом, они возвращаются к детям. С отцами, которые изначально не привязывались к малышам, ничего подобного не происходит.
Отцам нужна поддержка
По мнению социолога, когда мать ребенка вступает в новые романтические отношения, роль отца становится сложнее, особенно если новый взрослый мужчина также начинает выполнять некоторые отцовские функции в жизни ребенка. Но вместо того чтобы переосмыслить свою роль и постараться сохранить свое место в жизни ребенка, отцы часто предпочитают отойти в сторону.
Однако Карен Гуззо отмечает, что это решение, касающееся родительской ответственности и участия в воспитании, принимается биологическим отцом не «в вакууме». Часто именно поддержка матери ребенка может укрепить у отца чувство ответственности и уверенность в необходимости его участия в жизни ребенка.
Подробно с результатами работы Карен Бенджамин Гуззо можно ознакомиться в Journal of Marriage and Family.