Президент России предложил российской милиции сменить название. Новая редакция закона «О милиции» появится в интернете в субботу. Документ должен четко регламентировать все права и обязанности милиционера. Мнения относительно этой инициативы разделились.
Президент России Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию, передает РИА «Новости».
«На мой взгляд, пришла пора вернуть милиции ее прежнее наименование и именовать в дальнейшем наши органы правопорядка полицией», -- сказал в пятницу Медведев на совещании по поправкам в закон «О милиции». По словам президента, законопроект будет выложен в субботу в интернете для обсуждения до середины сентября.
«В ближайшее время, я хотел бы, чтобы это было сделано завтра, законопроект будет представлен обществу. Обсуждение этого законопроекта будет проходить в течение достаточного срока, я бы предложил до середины сентября, на специально созданной для этого площадке законопроект2010.ру», -- сказал Медведев на совещании по поправкам в закон «О милиции».
Четкая регламентация
Президент заявил, что новый закон будет четко регламентировать все права и обязанности милиционера. «В целях уточнения обязанностей милиции в законе должен содержаться их четкий и подробный перечень. В него нужно включить и те обязанности, которые осуществляют сотрудники МВД в соответствии с другими нормативными актами. Иными словами, в этом законе должен быть всеобъемлющий перечень таких обязанностей», -- сказал президент в пятницу на совещании по поправкам в закон «О милиции».
Обязанности – по закону
Глава государства отметил, что любые изменения в такой перечень должны вноситься только через изменения в этот закон. «Не должно быть таких обязанностей милиции, которые не указаны в законе, но вытекают из других законов или из подзаконных актов. Такой подход гарантирует не только правовой порядок, но и удобства для обычных граждан, которые должны четко представлять себе полномочия милиции, что милиция может делать, а чего она делать не может», -- сообщил президент. Медведев также отметил необходимость «максимально конкретизировать права милиции» и избежать размытых формулировок в законе на этот счет. «На законодательном уровне необходимо утвердить порядок применения милицией различных мер принуждения. Это то, что вызывает очень острую реакцию в обществе, и то, что должно быть четко регламентировано», -- сказал глава государства.
Новая редакция закона «О милиции» продолжает реформу МВД, начатую указами президента России и министра внутренних дел зимой 2009-2010 годов. В рамках этой реформы руководители МВД уже заявили о структурных изменениях в ведомстве.
Сокращение численности
Заместитель главы МВД Суходольский в апреле сообщил о возможных сокращениях в рядах МВД. В первую очередь сокращены будут части транспортной милиции и подразделения, отвечающие за безопасность режимных объектах. Представитель МВД также не исключил возможности сокращения численности подразделений ОМОНа в некоторых регионах.
Сокращения в рядах милиции должны закончиться к 2012 году. К началу этого года представители МВД рассчитывают резко увеличить зарплату милиционеров, оставшихся на службе.
Оценка деятельности
Разговорам о сокращения в МВД предшествовали дискуссии о новой системе оценки деятельности милиционеров. В начале января министр внутренних дел Рашид Нургалиев подписал указ о новых критериях оценки работы милиции. По мнению составителей, указ был призван оторвать милиционеров от «палочной системы» учета раскрытых преступлений.
Указ вызвал неоднозначную реакцию среди экспертов и сыщиков. Многие представители МВД заявляли, что новая система оценки деятельности МВД по многим параметрам не отличается от старой.
Первый указ
Изменение системы оценки деятельности милиции произошло после опубликования указа президента России о начале реформы МВД. В конце декабря 2009 года президент России подписал указ о совершенствовании деятельности органов внутренних дел. Документ предполагает введение ротации руководящего состава, сокращение численности сотрудников на 20% и избавление министерства от несвойственных ему функций.
Согласно документу, с 2012 года милиция будет финансироваться только из федерального бюджета и не будет зависеть от бюджетов субъектов федерации. По мнению экспертов, данная мера будет способна вызвать рост заработной платы.
Мнения разделились
Официальный представитель МВД, с которым удалось пообщаться Infox.ru, сказал, что в ведомстве пока не знают, как переименование скажется на работе. «Поживем -- увидим, -- сказал Infox.ru начальник пресс-центра МВД Олег Ельников. -- Идея не новая, вопрос обсуждался в министерстве года три. Как к этому отнесутся коллеги, я не знаю, еще не успел спросить».
Другой сотрудник милиции, пожелавший не называть своего имени, в беседе с корреспондентом Infox.ru усомнился в необходимости переименования милиции. «Все, что надо сделать, -- платить хорошо, чтобы человек держался за место. У нас дворник получает почти столько же, но у него хотя бы есть график», -- сетует милиционер.
«Чтобы называться полицией, в милиции должна быть гласность, но милиционерам хотят запретить критиковать начальство», -- сказал Infox.ru председатель Координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин, предложив заменить милиционеров на дружинников. Михаил Пашкин считает, власти идеей переименования милиции хотят отвлечь людей от более серьезных проблем. «Я считаю, есть более серьезные задачи, чем переименование. Чиновники отвлекают людей от насущных проблем: от пожаров, цен на продукты питания», -- рассуждает Пашкин.
«Закон о полиции»
Правозащитники из ассоциации «Агора», участвовавшие в разработке нового «Закона о милиции», сами предлагали переименовать ее. «Это было одно из наших предложений, которое мы сделали еще в 2007 году, работая над программой рекламирования российской милиции, -- сказал Infox.ru председатель ассоциации «Агора» Павел Чиков. -- Ребрендинг нужен: надо уйти от дискредитировавшей себя исторически милиции, военизированной и связанной с НКВД».
Милиция должна перейти, по словам Чикова, на профессиональное выполнение правоохранительных функций. Но, сменив название, милиция должна поменяться и изнутри, считает правозащитник. «Принципиальным моментом должно стать не только переименование. Вывеска должна быть наполнена новым содержанием», -- говорит Чиков.
По его словам, в мире есть разные примеры -- положительные и отрицательные, когда переименованная в полицию милиция становилась лучше или оставалась такой же. «Ориентироваться нужно на Чехию, Польшу и, как это ни странно, Грузию», -- говорит правозащитник.
По его словам, в Грузии -- лучший пример милицейской реформы. «У них 40 тысяч человек, которые к тому же выполняют пограничные функции. Им удалось за пять лет реформировать все. Отношение грузин к полиции кардинально изменилось. Реформированная полиция -- визитная карточка всех грузинских реформ. Саакашвили удалось сделать чудо», -- сказал Infox.ru Чиков. Но есть примеры стран в СНГ, где после переименования ничего не изменилось.
Новый закон «О милиции» в итоге может быть переименован в «Закон о полиции». «Президент сказал, что он будет принимать «Закон о милиции» и при встрече с Нургалиевым и журналистами заявил о желании переименовать милицию в полицию. У нас есть все основания полагать, что новый закон будет называться «Закон о полиции», -- сказал Infox.ru правозащитник.