Комитет Госдумы по законодательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект о безопасности на транспорте, ужесточающий уголовную и административную ответственность. Должностных лиц предлагается наказывать, в частности, за бездействие в вопросах обеспечения безопасности. Законодатели также предлагают предусмотреть в законе понятие «блокирование транспортных коммуникаций».
Госдума рассмотрит в ближайшее время в первом чтении законопроект об ужесточении уголовной и административной ответственности в сфере транспортной безопасности. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал принять законопроект, уточняющий некоторые положения УК, УПК и КоАП, сообщил первый замглавы комитета Владимир Груздев.
Квалифицирующие признаки
Законопроект предусматривает, в частности, включить в состав статьи 263 квалифицирующий признак «отказ от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом». Это позволило бы «защитить граждан от неисполнения должностных обязанностей лицами, призванными обеспечивать соблюдение требований транспортной безопасности», пояснил депутат.
Главу 27 УК «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» предлагается дополнить новой статьей о несоблюдении требований по обеспечению безопасности на транспортных объектах и назначить штраф в размере до 100 тыс. руб. или наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет. «А если это повлекло по неосторожности смерть человека, то предусматривается наказание в виде лишения свободы от трех до десяти лет с лишением права заниматься определенной деятельностью», -- сообщил депутат.
Законодательная инициатива также предусматривает «введение уголовной ответственности за умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения независимо от последствий таких деяний». В настоящее время такая ответственность «наступает в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека либо причинения тяжкого ущерба».
Кроме того, предлагается дополнить статьи 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта) и 267 УК (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения) квалифицирующим признаком «причинение крупного ущерба».
Разойдитесь!
Вместе с тем некоторые положения законопроекта «требуют дополнительного обсуждения с учетом мнений профсоюзных и общественных организаций». Это касается, в частности, ситуаций, когда группы недовольных граждан блокируют транспортные объекты.
«В действующем законодательстве не определено деяние в виде блокирования транспортных коммуникаций, что может повлечь трудности при применении статьи 267 УК (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщений)», -- объяснил Груздев, обратив внимание на то, что «подобные правонарушения вполне эффективно регулируются нормами КоАПа», если не связаны с человеческими жертвами.
«Как правило, подобные правонарушения совершают не террористы, а люди, которым в течение долгого времени не выплачивают заработную плату, либо обманутые дольщики, например. Потеряв надежду, они выходят на дорогу. И если заплату у нас теперь задерживают крайне редко, то количество обманутых инвесторов жилья неуклонно растет», -- пояснил он.