Россия рассчитывает получить от США официальные предложения по сокращению стратегических наступательных вооружений в конце мая. Но исходя из предварительных консультаций Москва уже считает возможным достичь компромисса, в том числе и по проблеме возвратного потенциала.
В ходе первых полноформатных российско-американских переговоров по проблематике СНВ в конце мая США должны представить Москве официальную позицию, раскрыв конкретные предложения по сокращению боеголовок и контролю над стратегическими вооружениями, сообщил глава МИД России Сергей Лавров.
«В мае мы должны иметь уже ясность, каковы исходные позиции сторон и где у нас точки соприкосновения, где предстоит искать компромиссы», -- передает РИА «Новости» слова Лаврова. Переговоры намечены на 18-20 мая в Москве.
По словам Лаврова, неформальный обмен подходами уже позволил «сторонам уяснить, что есть хорошие шансы сблизить наши позиции, выработать договоренности, которые будут отвечать и интересам продолжения контроля в сфере стратегических наступательных вооружений, и интересам нераспространения в глобальном масштабе».
Ядерные закрома
Возможность компромисса не исключается и в вопросе возвратного потенциала, то есть хранящихся на складах демонтированных ядерных боеголовок. При этом Россия ожидает от США предложений по контролю над этими боеголовками «исходя из критерия равной безопасности».
«Что касается боеголовок на складах, важно понять, как они будут подвергаться зачету. Мы ждем предложений американской стороны и потом будем их анализировать», -- сказал Лавров.
При этом Москва не «говорит категорически «нет» позиции американской стороны, не желающей прописывать в новом договоре об СНВ боеголовки, не стоящие на боевом дежурстве, цитирует «Интерфакс» слова российского министра.
Туз в рукаве
Москва настаивала на включении в новый Договор о сокращении СНВ, который должен заменить истекающее в декабре этого года и выработанное еще в 1990-х соглашение, как боеголовок, так и носителей. Предыдущая администрация США категорически настаивала на возможности сохранения вне рамок договора возвратного потенциала и боеголовок, которые при необходимости могут быть вновь установлены на стратегические носители.
Нынешняя администрация в целом эту позицию сохранила, заявив, что не готова включать в новый договор ядерные боеголовки, размещенные на складах. При этом сохранилась и формулировка «оперативно развернутые стратегические ядерные боезаряды», которые должны подвергаться контролю и учету.
Москву это не устраивает, так как в этом случае ограничения коснутся только заряженных носителей, которые, по ее мнению, также должны быть учтены в новом договоре. Ведь проверить оснащение баллистической ракеты в момент ее запуска невозможно. Новая администрация США готова обсуждать проблему складированных боезарядов лишь в будущем.
Важность учета стратегических носителей связана также с тем, что, по оценкам американских экспертов, в ближайшие несколько лет США могут обойти Россию по числу наступательных стратегических средств доставки ядерного оружия. Стратегические средства доставки включают бомбардировщики, атомные подводные лодки с ядерными ракетами (ПЛАРБ) и межконтинентальные баллистические ракеты. Договор СНВ-1 устанавливает ограничение по развернутым носителям на уровне 1600 единиц.