Депутаты Госдумы внесли 144 поправки к президентскому варианту закона «О полиции» и приняли его сразу во втором и третьем окончательном чтении. Оппозиция и некоторые единороссы пытались внести еще около 450 поправок, но большинство решило, что проблемных мест в законопроекте больше не осталось. «За» проголосовала только «Единая Россия», все остальные партии высказались против.
В пятницу Госдума проголосовала за закон «О полиции» сразу в двух чтениях. Второе (первое чтение прошло 10 декабря) – то, на котором и происходит главное обсуждение и правка текста – было назначено на 11.00. В регламенте на него заранее отвели час, но реально спорили вдвое дольше. Случай это особый и по общественному резонансу, и по числу поправок: всего их поступило около 600, 144 из которых профильный комитет рекомендовал принять.
С такой подборкой согласились далеко не все. Из 398 поправок, включенных в таблицу отклоненных, за 98 оппозиция билась «поименно». Впрочем, 54 из них предложил вовсе не оппозиционер, а депутат «Единой России» Андрей Макаров. Заранее поблагодарив коллег за внимание, он больше минуты монотонно перечислял номера.
Чтобы уложиться до вечера, спикер Госдумы Борис Грызлов отвел на обоснования каждой поправки не больше минуты. За это время автор должен был попытаться все-таки доказать, что она нужна, а профильный комитет – еще раз отклонить. Вне зависимости от темы поправки аргументы «против» разнообразием не отличались и в массе своей сводились к трем позициям: «поправка вносит излишнюю детализацию», она «противоречит концепции закона» или она «не является предметом рассмотрения данного закона».
На втором часу этой весьма монотонной процедуры депутаты окончательно потеряли интерес к происходящему. Вернуть его удалось профессиональному адвокату Макарову. К примеру, одно из его предложений – о том, что полиции хорошо бы запретить бить женщин вообще, а не только «с явными признаками беременности», как это значится в законопроекте, -- зал воспринял аплодисментами. «Тем, кто хлопает, напомню про террористок», -- прокомментировал зампред комитета по безопасности Владимир Колесников и на том вопрос закрыл.
Ни красноречие Макарова, ни доводы его коллег в итоге не привели к пересмотру утвержденного комитетом количества учтенных поправок. Все, чего удалось добиться – жарких дебатов. Владимир Колесников, виртуозно увязывая и «незаслуженно оболганную царскую полицию», и почему-то Александра II с рассматриваемым законом, уверял депутатов, что благодаря широкому общественному обсуждению и качественной работе депутатов основные претензии к законопроекту удалось снять.
В частности ко второму чтению были уточнены условия проникновения в жилище; более четко оговорены поводы, дающие право полицейскому применять спецсредства; составлен перечень ограничений и запретов, связанных со службой в полиции; особо прописывается, что все общественные советы при полиции должны формироваться исключительно в порядке, установленном президентом, а не самой полицией; вводится норма, согласно которой в протоколе задержания в обязательном порядке фиксируется не только время и основания задержания, но и факт уведомления близких родственников задержанного.
Оппозиция и несколько наиболее строптивых единороссов (Андрей Макаров, Александр Хинштейн, Владимир Клименко) некоторые улучшения по сравнению с исходным текстом (законопроект был внесен в Госдуму 27 октября 2010 года и не устроил практически никого) признали, но не сочли их достаточным основанием, чтобы признать полученный вариант удачным. Противники законопроекта говорили о том, что он ведет к полицейскому государству, что полномочия силовиков расширяются в угрожающих для простых граждан размерах.
Свое особое мнение попыталась выразить и несистемная оппозиция. Пять членов «Левого фронта» во главе с Сергеем Удальцовым собирались митинговать против закона «О полиции» у стен Думы. Но до места они не дошли: их забрали прямо по дороге от метро «Театральная» и препроводили дальше отстаивать свои взгляды в более комфортные условия -- в УВД «Тверское».
То, что никаких существенных правок второе чтение закона о полиции не принесет, было понятно уже накануне – совет Думы заранее наметил на тот же день окончательное --третье -- чтение. Что и было исполнено. После двухчасового спора 315 голосами «за» и 130 «против» законопроект «О полиции» (с учетом 144 поправок) был одобрен сначала во втором, а на вечернем заседании и в третьем чтении. В последний момент «Справедливая Россия» приняла решение не поддержать законопроект, так что против высказались все три оппозиционные партии. Теоретически еще остается рассмотрение в Совфеде и окончательная подпись президента. Но самая острая фаза уже пройдена.
Закон вступит в силу с 1 марта 2011 года, но до 1 января 2012 года будет действовать переходный период. За это время полиция должна передать специализированным органам часть своих полномочий: по осуществлению административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ; по организации работы медицинских вытрезвителей; по проведению техосмотра; по конвоированию задержанных лиц; по розыску должника и его имущества; по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц.