До конца года Госдуме предстоит принять масштабный пакет законопроектов, которые должны способствовать борьбе с коррупцией в России по всем фронтам. Infox.ru выяснил, насколько дееспособна эта инициатива.
Президент поставил задачу: антикоррупционные законы должны вступить в силу 1 января 2009 года. Законодатели обещали задачу выполнить. Рассмотреть весь пакет поправок – а это четыре масштабных документа – на совете Госдумы планировалось уже в октябре. Но вплоть до вечера 3 октября никто из депутатов пакет законопроектов не видел. Получив наконец документы из Кремля, депутаты взяли тайм-аут на месяц – это минимально необходимый срок, чтобы изучить президентские предложения и при необходимости скорректировать их. Первый заместитель председателя Госдумы Олег Морозов уточнил, что парламентарии смогут рассмотреть проект закона в первом чтении в середине ноября. Остальные два чтения, судя по всему, будут проходить «экстерном», так как за осеннюю сессию необходимо принять документ в целом. Между тем к законопроекту в его нынешнем виде отношение неоднозначное.
Вопросы
Тема борьбы с коррупцией была одной из центральных в предвыборной программе Дмитрия Медведева. В мае вышел президентский указ «О мерах по противодействию коррупции», и глава государства лично возглавил Совет по противодействию коррупции. Вечером 3 октября Госдуме был представлен пакет, состоящий из базового законопроекта о противодействии коррупции, поправок в Федеральный конституционный закон «О правительстве РФ» и двух документов, вносящих изменения в 25 действующих законов. О своей принципиальной поддержке инициативы президента заявили все думские политические силы. Но если насчет необходимости масштабной и системной анитикоррупционной программы сомнений у Думы нет, то содержание документов вызывает определенную критику. Самые обсуждаемые положения президентской инициативы – декларация доходов и имущества, двухлетний «мораторий на профессию» и ужесточение ответственности за взяточничество.
Что касается декларации доходов и имущества, то для самих чиновников, собственно, ничего не меняется: они обязаны отчитываться и по ныне действующим законам «О правительстве» и «О государственной гражданской службе». Отличие в том, что теперь под эту норму попадут и члены семьи. Правда, в очень узком ее понимании – супруг и несовершеннолетние дети. Родителей и, например, братьев и сестер чиновников это обязательство не коснется. В этом плане документ оставляет для коррупционеров лазейки. «Есть же мировой опыт. Взять, к примеру, конвенцию по борьбе с отмыванием и международной преступностью. В ней есть термин «публичные должностные люди», к которым проявляется повышенное внимание, -- говорит директор Российского отделения Международного центра антикоррупционных исследований Transparency International Елена Панфилова. – К ним самим и длинному списку их родственников. Почему бы не позаимствовать понимание семьи оттуда?»
Но декларировать – еще не значит отвечать. Законопроекты не прописывают технологию решения вопроса, когда доходы и расходы добросовестно отражены в документах, но явно не сходятся. В 2006 году Госдума ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, в которой прописывается понятие о «незаконном обогащении» (ст. 20) – это появление у должностного лица имущества или денежных средств, происхождение которых он не может объяснить. В антикоррупционных законопроектах, рассматриваемых российской Думой сейчас, такой термин отсутствует. А это значит, что российским чиновникам, похоже, не придется в обязательном порядке объясняться насчет своего благосостояния. Несоответствие доходов и расходов семьи чиновника может стать причиной расследования его деятельности на предмет коррупции, но напрямую проект закона этого не требует.
Другой спорный пункт – так называемый двухлетний «мораторий на профессию». Изначально в президентском законопроекте ожидали увидеть норму, согласно которой чиновнику запрещено устраиваться на работу в структуру, связанную с его чиновничьей деятельностью, в течение двух лет после увольнения с госслужбы. Но в пакете документов, поступившем в Думу, мораторий был уточнен. Переход на работу в негосударственную структуру возможен с разрешения специальной комиссии. В каком составе и по какой процедуре будет работать такая комиссия, в законопроекте не уточняется.
Меры
Президентский пакет предполагает ужесточение наказания. Поправки в УК РФ предусматривают, в частности, конфискацию имущества, причем не только в отношении конкретного обвиняемого, но и при определенных условиях – в отношении его супруга и детей. Речь идет о деньгах, ценностях и другом имуществе, полученном незаконным путем или предназначенном для финансирования незаконной деятельности.
Другое новшество – ужесточение наказания за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ) и коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). В частности, по первой статье срок наказания увеличивается с трех до четырех лет лишения свободы, а в случае, если деяние повлекло тяжкие последствия, – с пяти до десяти лет. Штраф возрастает с «от 100 тыс. до 500 тыс. рублей» до 1 млн руб. По второй статье предельная мера наказания может вырасти с двух до трех лет. Наказание за «преступление, совершенное лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации», увеличивается с трех лет до семи. Штраф – с 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Расширяется и список ответственных за дачу взятки. Согласно законопроекту, отвечать за подкуп будет не только конкретный человек, но и компания, которую он представляет, зарубежная в том числе. Причем «применение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо», говорится в проекте закона.
Мнение
Эксперты предостерегают: закон не бьет по основам, его положения направлены на борьбу с проявлениями проблемы. По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, «нельзя человека заставить быть хорошим, только бив его по голове палкой – он или озвереет, или станет идиотом». «Если судить по тому, что написано в законопроекте, можно предположить, что «поиметь» рядового чиновника желания и возможностей станет больше, а вот стимулов для того, чтобы он нормально служил, нет», -- уточнил Кабанов. Стараниями чиновничьего лобби закон становится все более беззубым. И у парламентариев есть только два с половиной месяца для того, чтобы сделать план дееспособным либо окончательно свести его к очередной кампании. Обсуждаемый пакет законопроектов во многом рамочный. Он потребует множества детализаций и подзаконных актов. Но в них появится смысл только в том случае, если в основной закон заведомо не будут заложены ходы для его обхода, считают эксперты, опрошенные корреспондентом Infox.ru.